Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

"Забастовка (стачка), коллективное прекращение работы рабочими и служащими, предъявляющими предпринимателям… экономические или политические требования. Одна из форм борьбы пролетариата"… СЭС, 1987

Вставай, налогом заклейменный!

Обычно оживленный, напоминающий муравейник, рынок "Южный" утром 1 февраля выглядел захолустным пустырем: легкая поземка, гололед, ни одной живой души там, где еще в выходные кучковались палатки. Забастовка.

Акция протеста на рынке - не первая. Но всегда десять-пятнадцать продавцов пытались что-то "толкнуть" таким же единичным покупателям. На сей раз пустота была абсолютной. Уникальное явление - забастовка бизнесменов - еще раз подчеркивает нестандартность и особый путь развития государства Беларусь. К "бастующему бизнесмену" можно добавить и такие термины, как "расчетный билет" вместо валюты, "голодный крестьянин" вместо кормилец страны, "вертикаль" вместо народовластия и, наконец, "декрет" вместо Закона. Список обширен. Можете, уважаемый читатель, продолжить на досуге. Совокупность оригинальной терминологии характеризует уникальность нашего государственного устройства. Но вернемся к забастовщикам.

К прежним требованиям предпринимателей, как то - отмена сертификации и снижение сумм административных штрафов, прибавилось еще одно - отмена уплаты НДС. Кстати, если бы не этот пресловутый налог на добавленную стоимость, по всей вероятности забастовки не было. Новогодний подарок президента белорусскому народу в виде НДС слегка шокировал не только частных предпринимателей, но, пожалуй, и всех, кто участвует в производстве, сфере услуг и торговли… В общем, ту часть населения страны, которая, надрываясь, кормит штат бюджетников (и самую высокооплачиваемую их часть - чиновников и правоохранительные органы), детей и пенсионеров. И дело не в том, что НДС - это плохо. Это естественно. Просто, когда ты засыпаешь с одной схемой уплаты налогов, а просыпаешься и тебе говорят: "Доброе утро! С НДС-ом вас!", при этом ни один налоговый инспектор не может толком объяснить, с чего и как начинать, страна замирает. Выжидает. И волнуется: как бы не нарваться на новые штрафы, не наделать непоправимых ошибок, выжить в очередной раз.

В кабинетах администрации рынка в приниципе поддерживают экономические требования забастовщиков. Директор говорил о готовящемся документе, в соответствии с которым при месячном обороте до 3000 мин. заработных плат (а это около 6000 долларов) НДС будет отменен. Это считают целессобразным и в Министерстве предпринимательства и инвестиций.

Однако, чтобы ни считали в Министерстве, решения принимает А.Лукашенко. Повлиять же на это решение не может, как мне кажется, не только министр г-н Сазонов и тысячи бастующих налогоплательщиков, но и Всевышний. Поэтому не известно, чем "дело кончится". Можно лишь предположить, что в части отмены сертификации и уменьшения штрафов (сейчас они могут достигать до 50 мин. заработных плат, или более 100 тысяч деноминированных рублей) требования предпринимателей удовлетворены не будут. Кроме того, администрация "Южного" уверена, что гродненские продавцы находятся не в самых обременительных условиях: цена за палаточное место составляет около 15 тысяч деноминированных рублей (в Минске - более 30 тысяч), на отрывные талоны уже несколько месяцев контролирующие органы "смотрят сквозь пальцы" и наказанием штрафами не злоупотребляют.

А вот на Скидельском рынке среди пустующих лотков мы все-таки обнаружили несколько торгующих женщин. Назвать их штрейкбрехерами, не поворачивается язык. И здесь настроения не такие "экономические", как у собратьев по "Южному":

- Они могут не выходить. У них оптовиков из России полно: приехали, товар забрали. И бастуй себе на здоровье. По домам торгуют. У нас, на Скидельском, палатки ставят. Там - забастовка, здесь - работают.

Последнее утверждение требует доказательств. Однако сложилось впечатление, что предприниматели на Скидельском чувствуют себя людьми "второго сорта". А последний диалог хочется привести полностью:

- Вот россияне приезжают, поляки… У них все просто: заплатил за место - и торгуй!

- Вы хотите, чтобы у нас было также?

- Конечно!!!

- Так присоединяйтесь к бастующим, выдвигайте требования.

- А кто нас послушает? Вот россияне приезжают, поляки…

И так до бесконечности.

После школы я работала на маленьком консервном заводе и регулярно участвовала в профсоюзных собраниях, где рабочие периодически требовали увеличения расценок. С рабочими общалась администрация, иногда что-то увеличивала. Проходило время - устраивалась новая рабочая сходка. Получали очередную подачку. Шли пить. Потом я работала журналистом партийной печати, и присутствовала на сотнях собраний в десятках трудовых коллективов. Схема общения рабо- чих-администрации не менялась. Право слово, мы какие-то хроники…

Советские времена ушли, общественное устройство не стоит на месте - частная собственность, предпринимательство узаконены. А у нас свободный бизнесмен, хозяин своей судьбы и главный налогоплательщик общается с государством, которое сам же и кормит, на уровне советского сознания - отмени, дяденька, НДС… Может, нам дяденьку поменять? Впрочем, это уже политика.

Е.РАВБЕЦКАЯ

Назад