Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Десять альтернатив

2000 год - год очень трудных вызовов для Александра Лукашенко и его команды

Опустим не менее сложные политические проблемы. Экономика явно выходит на первые роли. Конечно, многие факторы (российская внутренняя политика, цены на мировом рынке) находятся вне контроля А.Лукашенко. Никогда еще свобода маневра для него не была так ограничена. Никогда еще не были такими ограниченными ресурсы власти. Никогда еще перспективы их получения на старых условиях не были такими мрачными.

Можно говорить о десяти принципиальных альтернативах власти в области экономической политики на 2000 год.

1. Девальвировать и отпустить курс или администрировать и держать его на "цепи". Дебаты будут идти о глубине девальвации.

2. Печатать деноминированные деньги с прежней скоростью или выйти на положительную ставку процента. Свободное плавание нового белорусского рубля в грязных административных водах или валютная привязка - вот вопрос вопросов.

3. Провести внутренний дефолт и клиринг по долгам предприятий и бюджета с ужесточением финансовой дисциплины и широким применением механизма банкротства и санации или закрывать глаза на системную бесхозяйственность и спасать "точечные" проекты.

4. Бартеризировать или нормализовать денежные отношения с российскими партнерами.

5. Диверсифицировать торговые потоки или уповать на моногамные торговые отношения с Россией.

6. Проводить точечную приватизацию при сохранении "золотой акции" и права национализировать любой объект, даже если он государственным никогда не был, или создавать класс реальных защищенных собственников.

7. Имитировать рыночное ценообразование в рамках законов и подзаконных актов или разрешить потребителю и производителю договариваться без посредника. Отменить госзаказ с фиксацией цен гораздо ниже себестоимости или дать хозяйствам и предприятиям некоторую степень экономической свободы.

8. "Душить" реальный и финансовый сектор налогами старого и нового образца или кардинально пересмотреть фискальные отношения "государство - производитель", исходя из имеющихся институтов, ресурсов и традиций белорусского человека.

9. Переводить население на 100-процентную оплату себестоимости жилищно-коммунальных, транспортных и иных общественных товаров (в том числе продовольствия) или продолжать практику перекрестного субсидирования и помощи не человеку, а предприятию.

10. Оставить безадресной, хаотичной систему социальной помощи на основе регулирования цен на социально-значимые товары, установления норм отпуска в одни руки и запрете несанкционированного вывода "стратегических" продуктов питания или вручать каждому бедному в руки (или на его личный счет) компенсационные выплаты.

Наши соседи по европейскому дому имеют гораздо больше поводов радоваться, чем мы. Далеко не все у них безоблачно. Принятие многих болезненных решений еще тоже впереди. Правые ли, левые ли - они давно поняли факт объективной реальности: без интеллектуальных, технологических, финансовых ресурсов Европы и мира на их условиях, по их правилам игры, без их рынков сбыта и гарантий экономической свободы на рынках всех факторов производства, включая рабочую силу, не стать богатыми и стабильными, не обеспечить гражданам достойную старость и безоблачное детство. Разве не это является целью государственной политики? Разве не для этого мы избираем власть? Раз она этого не понимает, не хочет или не может учиться, раз она унижает собственных производителей, инвесторов и потребителей, то зачем она нам такая? Триумф силы убеждения над силой принуждения - это признак цивилизованного общества. Именно цивилизованный выбор предстоит сделать белорусской власти в 2000 году.

Как видно из таблицы, по объему производства мы находимся на уровне двух других европейских стран, начинающихся на "Б", - Болгарии и Боснии. Страны ЦВЕ, сделавшие цивилизованный выбор, оставили нас далеко позади. Да и болгары еще в 1997 году решились на кардинальные перемены. В отличие от нас, самое болезненное у них уже позади.

Принимая бюджет на 2000 год, Совет Республики обнаружил в нем попытки несколько скорректировать экономический курс страны.

Ярослав РОМАНЧУК, экономический аналитик

Назад