Миндаугас - инженер, раньше работал на строительстве местного кирпичного завода. Но у новых властей не оказалось средств закончить начатое еще в советские времена, и инженер-строитель оказался не у дел. А Ирина - бухгалтер сельского хозяйства, но нет больше крупных хозяйств, которым нужны бухгалтеры. А жить надо, поэтому оба стали работать продавцами в магазине, который стоит напротив их дома. Через несколько лет они уже смогли купить этот магазин и стали хозяевами, собственниками. Родная деревня решила: ну, поймали жар-птицу за хвост!
Так только со стороны кажется. А на самом деле буквально с первого дня новые капиталисты попали в историю: с опозданием уплатили НДС. Налоговая инспекция согласилась, что злого умысла здесь не было, подвела неопытность, но наложила штраф в 10 тысяч литов (две с половиной тысячи долларов). "Ты только не плачь," - говорил Миндаугас жене. "Будешь плакать - повешусь!"
Госпожа Ирина рассказала много историй о том, к какому коварству прибегают проверяющие, лишь бы поймать предпринимателя и содрать с него дополнительно в ненасытный бюджет. Однажды объявили: имеющийся в магазине кассовый аппарат плох, нужен другой, с фискальной памятью. Что же делать? За пятьсот долларов купили новый, а потом оказалось, что и старый хорош… Но ведь те, впустую потраченные пятьсот долларов - не казенные, а личные, отнятые у семьи…
Ирина и Миндаугас говорят, что примерно семьдесят процентов покупателей - постоянные клиенты. Кто же он, нынешний сельский покупатель в Литве?
Немножко неожиданно было для меня узнать, что самым популярным продуктом являются фрукты и овощи, и не только зимой, но и летом, хотя у каждого свой собственный сад и огород. Летом совсем не покупают селедку, а зимой - только подавай. В среднем матуйзский житель ходит в магазин четыре раза в неделю, и каждый раз оставляет там 15-20 литов (четыре-пять долларов). Здесь не запасаются на целую неделю, как в Европе. Очевидно, причина в том, что для сельского жителя поход в магазин - своего рода культурное мероприятие, возможность пообщаться, узнать новости.
Что же предлагают покупателю Ирина с Миндаугасом? Я добросовестно пересчитала: в обычный будничный день среди недели в магазине было двадцать два названия мясного ассортимента: фарши, рулеты, паштеты. Было четыре сорта сарделек (Ирина сообщила, что бывает больше), пятнадцать наименований вареной и двадцать - копченой колбасы. Несколько сортов сливочного масла и десяток наименований постного. Много самой разной селедки и четыре вида мороженой рыбы. Шесть сортов черного хлеба, два - белого и шесть разновидностей булочек. Ну, и отрада для настоящих мужчин: пятьдесят два сорта вина, тридцать четыре названия водки, шестнадцать сортов пива, двенадцать - шампанского. Кстати, вина этот магазин продает и зимой и летом, сто бутылок в неделю, а теперь, когда водка значительно подешевела, ее покупают ящик в день.
Ну, а цены? Самые разные (очень широкий простор для выбора и экономии), но в общем совсем немногим выше гродненских. И это при том, что у них человек, получающий сто долларов в месяц, считается бедным. Средняя зарплата в Литве, напомню вам, почти триста долларов. У этой семейной пары около тридцати поставщиков, самим ездить за товаром не надо. Бывают дни, когда одновременно приезжают несколько оптовиков с одинаковым товаром. Тогда, чтобы никого не обидеть, берут у всех понемногу.
Как насчет рэкета? Миндаугас говорит, что такого еще не было. А если бы попробовали "шустрые", то сбежалась бы вся деревня на выручку…
Собственный жилой дом Ирины м Миндаугаса выглядит богато и красиво. Выходит, торговля - дело выгодное?
- Куда там… - вздохнул Миндаугас. - Дом строили еще в советские времена, когда стройматериалы дешевле были. Только вот подвал не успели выкопать, а теперь выручки от магазина не хватает, чтобы подвал оборудовать. Так и живем без подвала, очень нужного в деревне…
Миндаугас в глубине души сожалеет, что его диплом инженера лежит без дела в ящике. Но от комплекса неполноценности не страдает. От комплексов здорово помогает постоянное спонсирование концертов, спортивных соревнований, работ по благоустройству родной деревни. А еще очень приятно, когда человек в магазине может найти все, что душе угодно. Слово "дефицит" там забыто.
Тамара КОЛЬКО