Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

К вопросу о диалоге

Башня на Луну, или Говорить будут с конструктивными

Правительство и оппозиция. В большинстве цивилизованных стран диалог между ними происходит постоянно, тем самым общество избегает кровавых конфликтов, в таком обществе все спорные ситуации разрешаются путем переговоров и обсуждений.

Оппозиция в понимании сегодняшних властей Беларуси означает нечто крайне негативное. Сам президент и его окружение считают свое видение проблем развития страны истиной, не подлежащей сомнению, и когда кто-то осмеливается высказать иное мнение, не совпадающее с мнением власти, это вызывает гнев высших должностных лиц государства. Главный "резонатор" белорусского телевидения А.Зимовский называет инакомыслящих: "оппозиционная шелупонь". Подобный примитивизм в суждениях отражает очевидный факт: сегодня в идеологии правительства сколько-нибудь здравого смысла практически не осталось. Как и Лукашенко, главный "резонатор" боится открытой дискуссии перед телекамерой, тогда убогость мышления станет трудно скрыть от телезрителя. Когда президент Беларуси А.Г.Лукашенко заявил, что 1 марта начинается диалог с оппозицией, то невольно возникли вопросы: "Кто будет вести диалог? С кем? О чем?" Когда он говорит о "конструктивной оппозиции", то возникает вопрос: "Что это такое?" Очевидно, "конструктивной оппозиции" допускается иметь свое мнение, но только в определенных властями рамках. "Конструктивная оппозиция" - это дворовый пес на цепи, которому разрешается брехать. Но если он гавкнет невпопад, то может получить пинка, а то и миску отнимут.

Предположим абсурд: на белорусского президента нашло "озарение", и он решил построить башню до Луны, чтобы граждане Беларуси могли развлекаться в экзотических условиях. Поскольку оппозиция только "конструктивная", то и обсуждение было бы не о том, нужна ли эта башня, а о том - какой ей быть, стальной или деревянной… "Конструктивный" парламент единодушно одобрит проект, "конструктивные" ученые его обоснуют, а "конструктивные" бабульки-сталинистки позвонят на телевидение и одобрят мудрость "всенародно избранного". Закипит работа.

Опыт стран с развитой демократией подсказывает, чтобы избежать подобных ошибок, в стране должно быть разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Тогда ни один руководитель, в том числе и президент страны, каким бы он ни был "мудрым", не останется вне контроля со стороны общества и не сможет навязать стране безумные проекты. Одним из основополагающих условий демократии является свобода слова и независимость средств массовой информации, где вопрос: "Нужна или не нужна башня?" - может и должен обсуждаться открыто и широко. Но любое широкое обсуждение "башен" привело бы к краху главного проектировщика: абсурд стал бы ясен, как нагота короля в известной сказке. Вот почему СМИ, особенно электронные, останутся закрытыми для диалога. Пустят только "конструктивных".

Президент и его чиновники препятствуют доступу к средствам массовой информации людей, имеющих другое мнение. Не означает ли это, что он сам не уверен в правильности той политики, которую проводит? Был бы уверен, чего бояться? Люди послушали бы и правительство, и оппозицию и сами сделали бы вывод.

Можно констатировать факт, что президент и его "вертикаль"- это структура, которая действует только в собственных интересах, в интересах сохранения власти. Работники "вертикали" превращены в послушные "винтики" этой структуры, где каждому определены его функции в строго ограниченных рамках. Любое проявление инакомыслия немедленно карается. Трудно представить чиновника участником диалога с оппозицией. Диалог предполагает свободу выражения мнений, когда для участников не существует запретных для обсуждения тем. Для чиновников от "вертикали" такая тема существует: политическое устройство государства.

Уже сейчас ясно, что за диалог собираются организовать власти. Программы-"пилоты" по ТБ уже были: собирают в студии чиновников из разных структур, те о чем-то беседуют и рассуждают, не побуждая зрителя к мыслительному процессу. Что и требовалось доказать.

Власти не собираются допускать к участию в диалоге представителей реальной оппозиции, т.к. чувствуют слабость и шаткость своей позиции, которую легко разрушить обыкновенным здравым смыслом. Парадокс, но чиновники, лишенные на местах каких-либо прав в решении действительно назревших проблем регионов и государства в целом, выглядят не меньшими жертвами режима, чем оппозиция. Если посадить за один стол чиновника и представителя реальной оппозиции, то станет очевидной беспомощность запуганного функционера от "вертикали". Достаточно вспомнить публичные "разборки", которые устраивает президент своим "вертикальшикам", их опущенные головы, бегающие глаза и заискивающие улыбочки… С такими чиновниками диалог вести не о чем. Диалог по тем вопросам, которые действительно требуют решения, можно вести только с одним человеком, с президентом. Но он, к сожалению, мастер монолога. Стиль дискуссии ему не ведом. Так что, диалог скорее всего будет подменен спектаклем. В ролях - президент, чиновники и "конструктивисты", которых опять назначит президент.

Александр ВАСИЛЬЕВ, предприниматель

Назад