Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

фестиваль культур

Праздник, который мы заслужили

Бог знает, как мы заслужили праздник! Мы, уставшие от серого цвета безрадостных будней и тяжести того, что зовется борьбой за выживание, начали пробуждаться для веселья только со второго его дня. После наполненного нерадостными событиями года - небольшая возможность провести день сообща - детям и родителям, дедушкам-бабушкам и внукам, супругам и просто друзьям. Недолгий и такой редкий шанс побыть вместе! Поэтому открытие сквера "Сяброўства" на Подольной улице состоялось без нас. Нас там почти не было. Не сговариваясь мы собрались к шести вечера на Советской, на открытие фестивального гала-концерта. Мы - это белорусы, евреи, греки, поляки, татары, армяне, латыши...- словом, люди, называющие себя белорусами и еще - гродненцами.

Мы постепенно заполнили улицы старого Гродно на протяжении всего театрализованного шествия представителей национальных диаспор и окружили городскую площадь неплотным кольцом. Здесь начиналось открытие фестиваля.

В восьмом часу первого праздничного дня в облаке воздушных шаров над Советской взметнулся в небо красно-белый флаг. Не меньше получаса демонстрировал он чью-то украдкой высказанную мысль, пока блюстители не дали ему свое "добро" и не взметнулся он вслед за улетающими воздушными шарами.

А концерт продолжался.

Наверное одна из самых длинных очередей собралась в субботу у сельскохозяйственной лотереи, в самом начале улицы Замковой. Кого-то манила жажда азарта, а кого-то - беспроигрышный вариант всего за 100 рублей пополнить содержимое своих холодильников и, может быть, увеличить количество живности в нехитром хозяйстве - гродненцы были рады всему, что пошлют удача и устроители фестиваля: и щенку, и горсти конфет, и поросенку, и гусю, и пакету крупы, и буханке хлеба... Ревнивые "лотоманы" выгребали из карманов последние деньги, пуская их в оборот. Парнишка с матерью, получив десяток билетов, отрывают корешки и одновременно разглаживают последние бумажки, на которые также будут куплены лотерейные билеты. "Посмотрите - килограмм муки, десяток яиц, сладкая булка - и почти бесплатно!" - радостно делится "опытом" мальчишка. Его мать, чувствуя в нас, двух девушках, конкуренцию, не дает ему договорить и оттягивает в сторону.

Кто-то уже тащил живого поросенка, а кто-то сокрушался, что же делать с выигранным гусем до приезда мужа; были желающие выиграть собаку, а были и такие, кто опасался выиграть именно ее... Все бы ничего, если бы интерес к лотерее основывался только на азарте, а не на необходимости как-то умудряться сводить концы с концами. Вполне возможно, что этой семье и какой-то другой Третий Всебелорусский запомнится именно такими подарками.

Но самые захватывающие действа разворачивались на национальных подворьях.

Подворье корейской диаспоры оказалось в числе завладевших вниманием горожан и гостей фестиваля от самого начала празднества и до его конца. Остается удивляться тому, как этим людям удалось сохранить древние традиции и чистоту языка. Приятно было и то, что корейцы стремились не только продемонстрировать особенности национального фольклора, но и сделать их ближе и понятнее рядовому, непосвященному зрителю, сопровождая происходящее на импровизированной сцене подробным комментарием. А изысканные и острые блюда корейской кухни ну, уж действительно, никого не оставили равнодушным! В чем тут загадка - не скажу, но зрителей было действительно много.

Если на сцену, где выступали кореянки, смотрели не шелохнувшись и затаив дыхание, то на подворье у армян зараженные магической хореографией восточного танца, европейские, казалось бы зрители, пытались внести свой вклад - ну, хотя бы по-европейски!

Но по зажигательности и силе владения аудиторией ни одна из диаспор не могла сравниться с цыганской! Под ее воздействием зрители, собравшиеся на Виленской, время от времени смело заявляли, что чувствуют в себе цыганскую кровь. Заявляли-заявляли да и сошлись на мнении, что главное, все-таки, не внешность, а душа. Съемочная группа гродненского телевидения пыталась было срежиссировать для своего репортажа "выход табора к зрителю по направлению к костру" и какая-то блондинка -тетенька с телевидения - залихватски показывала как при этом должно двигаться, улыбаться и размахивать руками. Это цыганам-то!!! В толпе зрителей прошел разочарованный шепот: "Ну все, концерта не будет!". И все же, как оказалось, находящимся по обе стороны площадки непосредственное общение больше по душе, даже несмотря на раскаленный асфальт, на котором легче танцевать цыганке босиком.

Постепенно с закрытием подворий люди начали стягиваться к Советской площади. Музыка, мода, и снова музыка... Ожили улицы старого Гродно. К полуночи на площади стало совершенно тесно - горожане, освободившись от субботних забот, решили не пропустить заключительный гала-концерт - и правильно сделали!!! И уже никто не вспоминал про недочеты и просчеты вроде наспех выкрашенных, еще сырых стен домов, замазанных краской прогнивших кровель, буквально "под ноги" раскатанного асфальта... На город опустился праздник, праздник, которого не хватало и который всегда нужен вне зависимости от того, чему он посвящен.

Звуки музыки еще долго раздавались над городом. И только купола Фарного костела хранили величественное молчание... До следующего праздника.

Н. ЛИСОВСКАЯ

Назад