Наследие
Скрижали судеб еврейского кладбища
Всякий смертный не без душевного трепета взирает на "родимые пепелища" своих предков, старые погосты и с почтением относится к "отеческим гробам".
Этим, очевидно, и объясняется приезд в Гродно Эрика Адлера, 27-летнего студента-политолога из Нью-Йорка. Его родина там - в Америке, если не говорить о ветхозаветной древности, об исторической родине. Но предки Эрика какое-то время жили в Гродно. И вот ему захотелось поискать их следы в нашем городе и выполнить волю своей 90-летней бабушки, хранительницы семейных традиций и преданий.
Дедушка матери Эрика Адлера (у деда была другая фамилия) покинул Гродно еще в начале 90-х годов прошлого столетия. А потом на этой земле были страшные войны, революции, новые миграции, которые на свой лад отразились на исторических судьбах белорусского еврейства. Отсюда и провалы в человеческой памяти, утрата документов и прочих письменных источников. Нашему гостю пока не удалось выйти к "отеческим гробам", но за два месяца, которые Эрик провел в нашем городе, он выполнил такую работу, которая не может не остаться незамеченной. И уже сегодня с ее итогами может познакомиться всякий, кто вхож в Интернет. Здесь Адлер создал страницу, адрес которой: www.jewishgen.org. Эта информация может послужить тем евреям, кто, живя сегодня в Америке, Израиле, Беларуси и т.д., ищет в Гродно своих предков. Полезна она и местным краеведам, историкам.
Очень быстро Эрик Адлер сосредоточил свой поиск, чем-то близкий к исследовательской работе, на Неманском еврейском кладбище. А два других загублены: на месте одного из них выстроен стадион, а земля второго еврейского кладбища приняла на себя автостоянку по ул. Большая Троецкая.
В Гродно Адлер нашел верного помощника - им стала студентка-психолог государственного университета им. Янки Купалы Екатерина Суворина. Они едва ли не ежедневно, кроме суббот, долгими часами - с утра и до вечера - изучали Неманское еврейское кладбище. И так неделю за неделей...
- Мы начали работу со старой части кладбища, - говорит Катя Суворина. - Эрика интересовали могильные камни и надписи на этих камнях - по большей части на иврите и меньше - на идише. Самый древний памятник датирован 1784 годом, а самый поздний - 1968-м. Но это еще не значит, что здесь не было и более древних захоронений. Часть могильных камней исчезла, а те, что ушли в землю, Эрик раскапывал. Надписи на этих камнях хорошо читаются - лучше, чем на камнях, которые возвышаются над землей (здесь иные имена и вовсе не читаются). Это очень старое еврейское кладбище. И все же у некоторых могил можно увидеть живые цветы...
Теперь каменные скрижали прочитаны, и все они - сфотографированы. Здесь судьбы и история гродненских евреев. 1840 имен, но только 772 из них идут с фамилиями (начало новой традиции положено в 1900 году). И лишь на 137 камнях можно встретить имя еврейки и ее мужа. И даты, даты... Человек никогда не был; был и больше его никогда не будет - такова скорбная и трагическая доля всякого смертного. Но память и любовь к "отеческим гробам" и своей истории евреи сохранят на долгие века. В какой бы стране они ни проживали.
Вадим ЖУРАВЛЕВ
|