По данным Центрального координационного совета (ЦКС) по наблюдению за выборами, созданного по инициативе ряда демократических общественных объединений, выборы не состоялись, по меньшей мере, в 31 избирательном округе Беларуси. По данным ЦКС, по многим округам явка составила 40-45 процентов. Наблюдатели ЦКС зафиксировали около 5 тысяч нарушений.
Центральный координационный совет выставил на выборы около 6 тысяч наблюдателей. Основным массовым нарушением в ходе выборов было принудительное досрочное голосование. По словам Владимира Гудеева, хотя в целом по стране в досрочном голосовании приняло участие 10 %, по отдельным округам досрочно проголосовало до 45 % избирателей.
Наименьшее количество нарушений и фальсификаций было отмечено по Брестской, Гродненской и Гомельской областях, наибольшее — по Минску и Могилевской области. По данным ЦКС, в Минске выборы не состоялись ни по одному из 18 округов. На участках, где присутствовали независимые наблюдатели, фальсифицировать результаты было труднее или вообще невозможно.
Фальсификации проводились в основном за счет подтасовок в списках избирателей, куда включались так называемые «мертвые души». Были отмечены случаи, когда члены избирательных комиссий выясняли настроения в своих округах и не включали сторонников бойкота в избирательные списки. По словам Мечеслава Гриба, списки избирателей должны быть составлены заранее и вывешены на избирательных участках, а уточнены за два дня до начала выборов. Этот прием, по словам Гриба, использовался почти повсеместно. А в некоторых избирательных округах, например, из списков были вычеркнуты по несколько тысяч человек. Подобные действия особенно характерны для столицы, где вечером 15 октября количество проголосовавших составляло 44-47%, а к утру эта цифра составила 53 %.
Нарушениям способствовало и то, что комиссии наполовину состоят из представителей власти, которые контролировали и вмешивались в ход выборов. Кроме того, в день выборов на участках присутствовали представители «вертикали». Имеется достаточное количество документов, иллюстрирующих мобилизацию «административного ресурса» на проведение выборов. Доходило до курьезов, когда в Жлобине из-за выборов было перенесено открытие сезона охоты. А в избирательном округе № 94 некоторые урны для голосования были опечатаны печатями «Выборы в депутаты Верховного Совета СССР».
По словам Мечеслава Гриба, ЦКС не будет участвовать в наблюдении за вторым туром выборов, так как в этом нет смысла: выборы не признаны мировым сообществом.
«БИ», в свою очередь, обратилась к гродненцам с тем, чтобы выяснить, каким подсчетам доверяют больше самые беспристрастные и независимые судьи — официальным данным или данным Центрального координационного совета по наблюдению за выборами.
Надо отметить, что подобных результатов в наших опросах раньше никогда не было. Оказалось, что данным официальных властей доверяют всего лишь четыре процента опрошенных нами гродненцев. После этого становится и вовсе непонятным то, как более 67 % жителей нашей области приняли участие в выборах. «Мне кажется, что выборы состоялись», — неуверенным голосом пояснила пожилая женщина.
Очень большая на сей раз группа опрошенных граждан отнеслась к нашему вопросу достаточно агрессивно: «Не знаю», «Разбирайтесь сами со своими выборами», «У меня нету времени...». Таких ответов оказалось 40 %. Подчас в ответах этой группы опрошенных в голосе звучала полная безысходность: «Я никому не верю. Для нас никто ничего не делает. Все против нас», или просто «Мы никому не верим, окончилось доверие». Кстати, об этом говорили не только пожилые голоса, но и молодые. Вот бы эти голоса в уши нашего «самодержца», который кричит, что 2001 год пройдет под его именем. Пусть бы послушал, как на самом деле доверяет ему преданный народ.
56 % опрошенных нами граждан напрямую заявили, что не доверяют данным официальных властей и не верят в то, что выборы 15 октября состоялись. Причем, опять таки интересно, что большинство этих людей сами участвовали в выборах. «Власти мы больше не верим. Сегодня говорят одно, завтра другое, а получается третье...», «Это чистой воды липа, и кого они собираются обмануть», «Вспомните референдумы: первый, второй. Сколько еще можно обманывать». Или вот еще: «Замучила эта одна официальная точка зрения, которая всегда правильная». А это что касается предварительного голосования: «Замучили звонками из школы: придите, проголосуйте, а я ведь сама знаю, сколько можно мне напоминать. Но там ведь дети учатся...».
Ни очень теплые слова по отношению к власти. Но, как говорится, чего заслужили — то и имеем.
МНК