Любовь и бедность

"Не дай Бог жить во времена перемен", - гласит китайская пословица.

А как насчет мест перемен? Кусок земли в самом центре Европы, который называется "Беларусь" всегда был местом перемен, и если уж о ком говорить, как Пушкин - "подбитый ветерком", - то это должен быть не француз, а белорус. Однако не получается так говорить, белорусский национальный характер, наоборот, ассоциируется с основательной кряжистостью и корневой цепкостью. Может быть, это как раз оттого, что многие ветра гнули со всех сторон?

Считаю, что на всем постсоветском пространстве есть только две страны, неизбежность прогресса которых определяется человеческим фактором. Эти две страны, руководителям которых крупно повезло с народами - Узбекистан и Беларусь. В России, например, огромная безработица, но в то же время некого брать на работу. Бывшие инженеры собирают бутылки на улицах. Попробуйте, предложите им работу. Рекламным агентом, например. Я был очень удивлен, когда узнал, что в газете "Биржа информации" работают 6 рекламных агентов. В "Приокской газете", тоже оппозиционной к коммунистическим властям, издающейся в таком же по численности населения городе, как и Гродно и таким же тиражом, как "БИ", - один рекламный агент. Заявка в центре занятости лежит перманентно. Оттуда приходят, спрашивают: что делать? Сидеть на телефоне, принимать заказы? Нет?! А что? Самому звонить на предприятия? Ходить, предлагать услуги? Но это же стыдно! А бутылки клянчить у прохожих не стыдно? Нет. Бутылка - это святое.

Тот же рекламный агент исправно ходит на работу, получает гарантированную нищенскую зарплату: 600 рублей. Проходит месяц за месяцем, человек сидит в редакции, травит анекдоты, по вечерам собирает по пятаку на "Анапу", чтоб выпить с такими же, как он. Он очень деятельный бездельник. У него трое детей, жена не работает, дочери необходима платная операция, под которую он вымогает какие-то суммы у государства, но никто не дает ни копейки, и это повод для позы обиженного "системой". Он бывший коммунист, потом демократ, теперь ругает Ельцина, на которого раньше молился, а молится уже на Явлинского. Типичный россиянин. В январе я устроил ему публичную выволочку. От обиды или желая доказать, что он не бесполезный и может работать, рекламный агент за 3 дня заключил договоров на 31 тысячу рублей, - явное доказательство того, что поле для приложения сил есть. Но, получив 10% от этой суммы (пересчитайте на "зайцы" и прикиньте, сколько можно заработать в России, особо не напрягаясь), - мой герой отнюдь не принял упорный труд за хорошие деньги в качестве жизненного кредо. Наш человек готов за рубль лежать, вместо того, чтобы за десять - бежать.

Пишу об этом не потому что наболело, а потому что это - показательный пример. Это ложь, будто в России безработица. У нас безлюдье. Мой друг, директор одного из крупнейших предприятий области и одного из самых динамично развивающихся в России, - Кондровской бумажной компании, - тоже не может в глубине России решить кадровую проблему. При стабильно выплачиваемой зарплате от $100 и выше. Кто не верит, может позвонить в г.Кондрово Калужской области по телефону 2-24-26. Вам на ваши вопросы ответит земляк, который в Беларуси работал учителем белорусского языка в сельской школе, а в России за полгода стал ведущим менеджером компании, на предприятиях которой работают 2000 человек. Зовут его Николай Михайлович. Кабинет находится рядом с кабинетом генерального директора.

Прожив несколько дней в Гродно, я обратил внимание, как мало здесь частарбайтеров. Встретившись с директором предприятия "Ювита", где шьется модная одежда из давальческого голландского сырья, Тамарой Юрасовой, я узнал, что ее бизнес заключается в том, что "она продает дешевую рабочую силу". При том, что уровень заработной платы - самый высокий в Беларуси. В Россию иностранцы инвестируют средства, потому что их привлекают сырьевые ресурсы, дешевая энергия и готовые производственные базы. "Но работников, - говорят при этом они, - мы привезем своих".

В годы советской власти в Беларуси был уровень жизни выше, чем в России. Теперь вы живете беднее нас. Почему? Возможно, это последствия любви вашего президента к своему народу. Излишне горячая отеческая любовь иногда бывает губительна. Ваши власти боятся допустить социальное расслоение, а это значит, что не происходит первоначальное накопление капитала. Если нет богатых предпринимателей, как явления, как класса, - то кто будет развивать основные фонды? Даже в России имеет место значительное отставание от передовых технологий, но мы успеваем впрыгнуть в последний вагон. Раздел собственности завершен и "новые русские" уже начали инвестировать деньги в закупки нового оборудования и технологий. Так, на предприятии, о котором я писал выше - Кондровской бумажной компании - основные фонды за 2 года обновились на 60%. Это произошло потому, что вещь нашла своего хозяина. В Гродно я побывал на табачной фабрике. Здесь "социалистическая общенародная" форма собственности, близкий к стопроцентному износ оборудования и огромные долги, которые делают невозможной процедуру акционирования. Прежде надо найти где-то $6 млн., чтобы очиститься от долгов, а иначе реальной стоимости, на которую можно выпускать акции, просто нет. Либо эти деньги государство в который раз вынет из карманов налогоплательщиков, либо у фабрики одна перспектива: быть "проданной" за сумму долгов какому-нибудь иностранцу, то есть отданной даром. Так всегда кончается "национальная" политика в экономике.

Для того, чтобы общество развивалось, в нем должна быть разность потенциалов. Труд и капитал - вот соитие, из жара которого рождается благосостояние нации, а не показушные, но холостые объятия президента и народа. Здесь отсутствуют и семья, и лоно. Власть всегда обещает народу многое, а трахает всегда в одно место.

Виктор Тен,
заместитель гл. редактора "Приокской газеты"
г.Калуга

 

Будильник звонит к побудке

Мне трудно однозначно утверждать какова реакция моих земляков в России на заявление белорусского президента А.Лукашенко о срочной необходимости вдвое увеличить военную мощь Беларуси, поскольку в этот исторический момент я находился в вашей стране. Тем не менее, с большой долей вероятности могу утверждать: этот милитаристский демарш заметили все. Но, в отличие от россиян, полагающих, что судьбы Руси вертятся исключительно внутри Садового кольца, люди обычные обременять себя подобной информацией надолго не стали. В лучшем случае они прикинули, как сей демарш А.Лукашенко будут использовать те или иные политические силы.

Надеюсь, что в первом абзаце этого материала мне удалось хотя бы намекнуть - какова действительная степень влияния событий в Беларуси на жизнь России.

А теперь несколько слов о впечатлениях о вашей прекрасной стране. Сразу отмечу - я не ставлю своей целью учить белорусов жизни или вмешиваться во внутренние дела государства, а просто сообщаю, как и что я увидел.

Самое главное ощущение: я окунулся в советские времена. Да, не все так было плохо, но, почему-то, возвращаться в них не хочется, поскольку мне не по душе равноправие нищенства и усредненности в мыслях и поступках.

Второе. Мне пришлось говорить с очень многими людьми. Беседы шли нормально, пока не доходили до ЭТОГО. И стоило спросить про ЭТО - в окружающей среде моментально материализовывался страх. За свою судьбу, за детей, за работу, за жизнь, наконец. И это действительно было страшно.

И третье. Мне показалось, что очень многие живут по принципу тех самых некрасовских героев: "Вот придет барин, барин нас рассудит".

Не уверен, что всем понятны мои впечатления, и что многим они близки. Увы, многие полагают, что будильник - это просто часы. И не знают, что в них еще есть звонок, звук которого просто необходимо услышать, если не желаешь проспать.

Михаил Цыбулько,
корреспондент "Вечернего Ставрополя"
специально для "БИ"
Ставрополь-Москва-Минск-Гродно

 

 
Реклама: