Почувствуйте разницу

3 мая - Всемирный день свободы печати
5 мая - День печати

Ну как? В принципе - похоже. Правда, второй праздник отмечается только на некоторой части территории бывшего СССР. А слово "свобода" в те времена связывалась, как правило, с ленинским определением - мол, свобода от чего или кого? Вопрос "зачем" не звучал. И в самом деле, зачем нужна была свобода многочисленным партийным органам всесоюзного, республиканского, областного или районного масштаба? Мощная государственная пропагандистская машина нынешней Беларуси напоминает те, к сожалению, не ставшие до конца безвозвратными, времена. Только с одной разницей - у той пропаганды враг был закордонный, а ненависть к нему выражалась экспрессивно, но корректно; у нашей - враг внутренний, а пена у ртов ведущих пропагандистов напрямую зависит от громкости лая в адрес любых попыток их "нячэсных" коллег сохранить хотя бы видимость демократии в стране. Пока есть журналисты, для которых 3 мая симпатичнее, чем 5-е, Беларусь можно условно назвать демократическим государством. Однако, “пенноротых” - единицы. Я абсолютно уверена, что подавляющее большинство моих коллег, работающих в государственных СМИ, спит и видит сладкие сны о том времени, когда можно будет писать обо всем, причем, так, как позволяет нормальный Закон о печати, журналистская этика, мастерство и собственная совесть. Сейчас уйти в так называемые независимые издания (я бы скорее назвала их альтернативными) им не позволяет прежде всего страх перед жизнью. Он понятен - семьи, которые надо кормить… Но многие, я это вижу, потому что слежу за работой знакомых коллег, начинают погибать в профессиональном смысле. Их губит само государство, с одной стороны протягивая кусок хлеба, с другой - отнимая талант и, возможно, будущее. Мне искренне жаль.

Зачем еще нужна печати свобода? Затем, что любое средство массовой информации создано не для чиновника, даже самого высокого ранга, а для читателя, даже самого социально обделенного. И второй должен все знать о первом, а это может сделать только журналист. Работа у него такая. Какой бы ни была власть, хоть супер-, хоть гипер- демократической, она остается властью людей. Люди же, как известно, испытание властью переносят с трудом, они упиваются ею, они пользуются ею, они забывают, для каких целей к ней пришли. И только журналист - вечный посредник между народом и властью - может уберечь народ от тотальной лжи (по мелочам журналисты врут, я знаю), а власть - от умопомешательства.

На севере от нас, в Литве, государственным структурам запрещено законодательством иметь свои средства массовой информации. На юге - в Польше, газета регистрируется пять минут в ближайшем суде, но никак не в специальном столичном комитете, который вдруг не пожелает эту регистрацию осуществить. На востоке - в России, рекламодатель умер бы со смеху, если бы ему вдруг "посоветовали" издания, в которых рекламу печатать нельзя. А на юге - в Украине вообще принята поправка к закону, согласно ей журналист на работе приравнивается к представителю правоохранительных органов - попробуйте дать ему по голове во время производственного процесса, срок получите по полной программе. В таком окружении мы живем. И смотрят на наших репортеров, корреспондентов и редакторов со всех четырех сторон света, как на зверинец, точнее, на заповедник, где потихоньку выходит из коматозного состояния живучий, как таракан, "совок". С прошедшими праздниками, коллеги!

Елена РАВБЕЦКАЯ

Реклама: