Репортаж

Все меньше доноров идейных...

Тихая улочка Студенческая. Дом №6. Из-за раздвинувшейся кроны деревьев видна вывеска "Станция переливания крови". Многим гродненцам это место хорошо знакомо. Некоторые даже приходят сюда регулярно из года в год каждые 3-4 месяца. Приходят для того, чтобы отдать кусочек своего организма - сдать порцию крови.

У многих людей сам вид крови вызывает ощущение страха, неприязни или брезгливости. Все фильмы ужасов имеют яркие кровавые сцены. Когда я несколько лет назад впервые увидела на железнодорожной станции вагон с надписью "Станция переливания крови", перед глазами предстала такая картина: белые стены, выкрашенные масляной краской; с головы до ног одетые во все белое люди (почему-то со злыми глазами), которые хотят высосать из тебя кровь; а вокруг много емкостей и специфический запах. Между прочим, при виде большого количества крови неожиданности бывают даже с медиками. Мне рассказывали случай, который произошел в одной из гродненских больниц. Девушку-лаборантку, которая несколько лет брала кровь из пальца у детей, перевели работать в больницу. Однажды во время ее дежурства в больницу доставили пациента после автоаварии. Когда лаборантка зашла в перевязочную, чтобы сделать анализ, и увидела окровавленное тело, то упала в обморок. Через несколько дней девушку перевели на прежнее место работы.

Сколько стоит жертва

Знаете ли вы, что в организме человека постоянно циркулирует 3,5-5 литров крови. Люди, добровольно сдающие свою кровь - доноры, отдают примерно 10%, то есть 425 мл. Это небольшая потеря для организма, и при нормальном питании через 2-3 месяца показатели крови восстанавливаются. Раньше донорство скорее имело характер идеологический. Сдать кровь во спасение чьей-то жизни считалось почетным. Дни Донора приравнивались к массовому празднику в рамках одного учреждения. Один мой знакомый рассказывал, как в вузе, где он учился, студентов собирали в актовом зале. На сцене был организован пункт забора крови. Перед сценой стояли столы, где до процедуры доноры пили чай с печеньем. И еще выдавали рубль шестьдесят копеек, которых хватало на 3-4 обеда. После сдачи крови студенты получали справку и могли воспользоваться ею в качестве реабилитирующего документа при прогулах.

Теперь многое изменилось. Убеждения в необходимости донорства потеряли прежний смысл. Есть, конечно, добровольцы, готовые откликнуться на зов о помощи. Один молодой человек, который помог спасти человеку жизнь, как-то вспоминал свои ощущения: "Испытываешь потом такое чувство гордости. Понимаешь, что не зря живешь на этом свете. И даже ощущаешь какое-то родство". Есть люди, которые сдают кровь для спасения друга или родственника. Но все же большинство наших граждан сдают кровь из-за возможности получить за нее хоть небольшую сумму денег. Именно небольшую, потому что в апреле, сдав почти пол литра крови, человек получал всего миллион, то есть меньше 3 долларов. В соседней России такое же количество крови стоит 500 российских рублей, около 20 долларов. Да что вообще такое миллион - это всего два килограмма бананов, или четыре кг огурцов, или два килограмма мяса, или сумма, которой едва хватит на бутылку красного вина. Эти продукты необходимо регулярно употреблять после сдачи крови для восстановления прежнего ее состава. Но что делать студенту, у которого стипендия 1,0-1,5 миллиона, санитарке с окладом 2,5, или безработному с пособием миллион? В мае вознаграждение доноров увеличится до двух миллионов. Только вряд ли это будет ощутимо. Потому что цены на те же продукты уже в мае поднимутся в два, а то и в три раза. Но люди в поисках средств к существованию готовы сдавать свою кровь даже за нищенское вознаграждение. Правда, сейчас стало проблемой попасть в саму очередь доноров.

Истории в очередях

Людей, желающих сдать кровь намного больше того числа, которое на станции могут принять. На "Станции переливания крови" одна женщина из очереди рассказала, что в дни записи, которые бывают раз в месяц по двадцатым числам, некоторые люди занимают очередь в пять-шесть часов утра. Некоторые записываются, а потом продают дружкам очередь за бутылку. "Сейчас стали строже контролировать. Раньше бывало, пока постоишь в очереди, от перегара сама задуреешь. Сейчас же тех, кто после "этого дела", сразу назад отправляют. За счет них можно попасть и без записи".

Я понаблюдала за очередью и послушала людские разговоры. Несколько молодых людей рассуждали о том, что можно не идти на работу и отдохнуть день. Один из них хотел припасти отгул на пятницу, потому что у друга свадьба. Поскольку дело происходило в последние дни апреля, я спросила, почему бы им не подождать пару деньков, чтобы в мае сдать кровь по новым ценам. Молодые люди ответили так: "Нам деньги нужны сейчас, а через пару дней зарплата будет". Узнав, что я из газеты, парни засыпали меня вопросами, когда же будут президентские выборы и как жить дальше, если их в этом году не будет.

Вообще-то молодежи в очереди было немного. В основном стоял народ от 35 и старше. Лица отдельных мужчин выражали озабоченность поисками средств на спиртное. Некоторых доноров поджидали во дворе.

Женщин в очереди было меньше. Но они отличались желанием поговорить. "Я уже раз двадцатый сдаю, а все равно боюсь", - говорит женщина лет сорока. "А я уже в 48-й", - вторит ее собеседница, и добавляет: "Уже "Почетный донор", только вот льготами не пользуюсь". В их разговор встрял худощавый мужчина небольшого роста: "Я уже давно "Почетный донор". Не помню даже сколько раз кровь сдавал… может двести". Когда некоторые присутствующие посмотрели на него, мужчина добавил: "Ну, я не все время кровь, иногда плазму сдавал. Как три месяца проходит, так я уже даже чувствую, что пора "сдаваться". Так привык, что через три месяца кровь будто лишняя становится".

Потом присутствующие стали обсуждать льготы, которых они, как выяснилось, и не знают. Поэтому я спросила об этом у главврача. Как выяснилось, "Почетные доноры" имеют право на бесплатное зубопротезирование (не включая ценные металлы), первоочередное санаторно-курортное лечение, и 40% прибавку минимальной пенсии. В некоторых областях местные власти позаботились о том, чтобы "Почетные доноры" пользовались правом бесплатного проезда. В Гродненской области, к сожалению, такой льготы нет.

Среди определенно положительных моментов на "Станции переливания крови" я бы отметила наличие на стендах максимального количества информации для доноров. Есть даже стенд с вырезками из газет. Когда я просматривала эти стенды, из буфета вышли уже знакомые молодые люди, которые перед сдачей крови пили в буфете чай. Увидев меня, они ссыпали прямо на мой ежедневник горку полученного в буфете печенья и, попрощавшись, ушли.

Оксана СИВОДЕДОВА

Реклама: