№ 293 от 18.09.2003 | |
Прогулка по Мостам Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы... Издали доносится стук колес. По рупору объявляют: «Будьте внимательны и осторожны, на третий путь прибывает поезд «Лида-Гродно», стоянка – пять минут». Но этого времени хватает только на то, чтобы изучить табличку с черными буквами на белом фоне: М-о-с-т-ы, или купить семечек у сидящих чуть ли не на рельсах бабулек.
Стоп! Зачем быть случайным проезжим. Можно выйти из поезда, забыть все срочные дела хоть на пару часов и поехать следующим рейсом... Хорошая идея! Прощальный гудок состава меня нисколько не тревожит, и я направляюсь к той самой бабуле с семечками. Что же дальше, а это уже целая история. «Откуда, дочка, родом будешь, куда едешь?»– заинтересованно спрашивает она и, не дождавшись ответа, начинает свой рассказ. «Я совсем старухой стала, уже десять лет как на пенсии. Дома скучно одной, вот и решила «бизнесом» заняться, семечки продавать, да и сыну хоть немного помогу. Он на заводе работает, а там, сами знаете, какая зарплата – слезы, а не деньги. Вот уж который год собираются закрыть, да медлят, куда люди пойдут, как семью кормить будут. Я и сама там работала. Так у нас еле план успевали выполнять, от станка всю смену не отходили. А сейчас что... Разворовали, разнесли все начальники, зато за рабочими контроль установили, электронную проходную поставили. Только теперь взять с завода и нечего. Будки одно время делали под заказ в Италию. Так кому они тут нужны? Начальство все думает «Что делать?». Что-что, да хоть скворечники, жить-то за что-то надо». Неожиданно моя собеседница вскочила с места, собрала сумки и, унесясь, как метеор, прокричала вслед: «Ох, забыла совсем. Побегу в магазин очередь за волковысской колбасой занимать, а то потом недокупишься. А она повкуснее и подешевле мостовской будет». Так, оставшись наедине с собой, я подошла к желтой бочке с красными буквами «квас». «Квас сладкий, свежий», – произнесла пышная продавщица и отмахнулась от назойливой осы. «Меньше бокала и брать не стоит. Вот недавно двое выпили по стакану, так вернулись через минуту за добавкой. А вчера тут иностранцы были, все не решались попробовать, сделали по глотку – понравилось так, что еще с собой по два литра взяли. Хотели бочку купить, да не придумали, как увезти ее с собой, расстроились». Я еле допила первый бокал, но после таких рассказов не взять второй – было стыдно. Силой вливая его в себя, я слушала продолжение рассказа. «Да я вот сама квас детям своим беру. Это же все натуральное, не то, что химия всякая с красителями».
После двух бокалов кваса до центра города я не могла добраться чисто физически, а потому пошла искать такси. «Девушка, тебе, наверное, в центр надо. Садись – подвезу!» – крикнул мне мужчина с «чапаевскими» усами. Удивительные люди, мостовчане, всегда общительны и предлагают именно то, что надо. «Неслись» мы со скоростью 40 км/ч., чтобы успеть заметить все достопримечательности города. «Вот это – церковь, а это – костел», – кидая руль и размахивая руками, говорил шофер.
– Красивые здания, величественные. Я сам католик, но и в церкви побывал. Уж больно там красиво, только батюшка сварливый, все свой хор ругал: то запоют не так, то не к месту. Раз пять службу прерывал, – тут мой собеседник неожиданно замолчал, прекратился стук колес, заглох мотор, и я поняла – мы в центре города. Среди пушистых елей разместился каменный В.И. Ленин: вождь пролетариата «снял» кепку, чтобы отдать дань уважения и почета Мостам. «Все, приехали!» – выпалил «шеф» и скрылся за первым поворотом.
На центральной улице Советской, возле продуктовых ларьков толпился народ, как говорится, кипела жизнь. Туда я и направилась. Выяснилось, что место это называется «пятачок». Сюда приходят каждый вечер, чтобы выпить пива. Точнее сказать, приезжают: старики на велосипедах, молодежь – на автомобилях. Интересно, что в дневное время на «пятачке» трудно кого-либо встретить, но часам к восьми он оживает так, что пустого места не найдешь. Всегда заняты железные перила вдоль дороги, на которых и восседают отдыхающие. Был случай, когда разъяренные дворники, уставшие убирать мусор, измазали эти самые перила солидолом. Но не тут-то было. Все быстро узнали об этом от «первых жертв» и пришли с газетами. Вот такой притягивающей силой обладает «пятачок», и ничто не заставит людей избрать для отдыха другое место. Но это только вечером, а что же днем?
Вот тут и ведет нас дорога к подвесному мосту – единственному, между прочим, в Беларуси. По проходящим по нему сразу определишь: местные это жители или приезжие. Мостовчане, как правило, идут быстро, уверенно, оглядываясь по сторонам. Гости города ступают осторожно, с опаской, все время держатся за перила и закрывают глаза, боясь, что металлическая конструкция рухнет вместе с ними. Жители подбадривают: «Не бойтесь, до вас сто лет стоял и еще столько же простоит. В любом случае вверх не полетите». Это действует успокаивающе, и приезжие начинают чувствовать себя увереннее. Замечательные слова мне удалось услышать от проходящих мимо женщин: «Да, не было бы моста, не было бы и нас – жителей. Как был на ремонте, так места себе не находили, все ждали, когда починят. Дождались, наконец, теперь можно в лес ходить, дышать свежим воздухом». Мост стал частью жизни каждого мостовчанина. Это не только средство переправы на другой берег, но и место, куда бегут от повседневных забот, неприятностей. Постоишь пять минут, посмотришь на бегущий Неман – и на душе становится легко, светло, чисто. И еще: этот мост, будто символ самого городка.
– Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы... Издали доносится стук колес. По рупору объявляют: «Будьте внимательны и осторожны, на третий путь прибывает поезд «Лида – Гродно», стоянка – пять минут». Я сажусь в вагон. До свидания, «М-о-с-т-ы», речка, мост, «пятачок», добрые и отзывчивых мостовчане... С радостью приеду опять.
Анна ЛЯХ |
|