№ 293 от 18.09.2003  

Пообщались...

В прошедший понедельник в редакции «БИ» состоялась прямая телефонная линия читателей с журналистами. Редакция организовала ее совместно с гродненским отделением Белорусской ассоциации журналистов. Звонившим было предложено высказать свое мнение по теме «Белорусская пресса вашими глазами» и обсудить любые вопросы на заданную тему. Прямая линия была приурочена ко Дню закрытых газет, которым белорусские журналисты считают дату – 19 сентября. В этой связи в редакцию «БИ» были приглашены и журналисты закрытой властями газеты «Пагоня» – Микола Маркевич и Павел Можейко. Напомним, что оба они были осуждены по статье 367 ч.2 Уголовного кодекса РБ «Клевета в отношении президента РБ» соответственно на два с половиной и два года «химии». В одном из минувших номеров «БИ» сообщала, что Павел уже свободен, а Микола продолжает нести наказание теперь уже по месту жительства на исправительных работах, с удержанием 15 процентов заработка сроком 11 месяцев и 27 дней. Он работает экспедитором в одном из малых предприятий Гродно.

Как мы и обещали, наиболее интересные мнения наших читателей, предлагаем вашему вниманию.

Марыя Iванаўна Бартось з вёскi Квасоўка:

– Вельмi шкада, што няма Мiколы Маркевiча, бо, найперш, я хацела б сказаць словы падзякi яму. (На жаль, М.Маркевiч далучыўся да нашай прамой лiнii толькi за 15 хвiлiнаў перад яе заканчэннем па прычыне таго, што машына, на якой ён ехаў з Мiнска ў Гродна, зламалася па дарозе – рэдакцыя). Мне вельмi хацелася, каб «Пагоня» iснавала далей, паколькi я заўсёды чытала яе i давярала газеце, жыццё ў ёй асвятлялася такiм, якiм яно ёсць. Тое, што зараз бачу на беларускiм тэлебачаннi, мяне не задавальняе, паколькi жыццё наша там паказваецца гладкiм i беспраблемным. На самой справе – гэта далёка не так. Зараз чытаю толькi «Народную волю».

Пашкевiч Яўген Iсакавiч, пастаянны чытач «Бiржы iнфармацыi»:

– Я вельмi адмоўна стаўлюся да таго, што ў нашай краiне закрываюць газеты. Па гэтай прычыне лiчу, што ў нас не iснуе свабоды слова. Вiдавочна, што некаторым нашым начальнiкам не вельмi прыемна чытаць пра сябе тое, што яны робяць. Мне падабаецца, што ваша газета вельмi прыстойна i iнтэлiгентна пiша, а таксама я знаходжу там навiны i матэрыялы, якiя больш не магу знайсцi нi ў якай iншай гродзенскай газеце. Хацеў бы пажадаць, каб у вас было больш матэрыялаў на беларускай мове. Яшчэ мне апошнiм часам падабаецца, што ў вас з’явiлася пастаянная iнфармацыя пра спорт.

Крупяцкая Любоў Iванаўна, чытачка «Народнай Волi»:

– Бачу, як цкуюць нашы СМI, бо, як кажуць у народзе, – праўда вочы коле. Няма ў нас свабоды слова. Я пераканалася ў гэтым, калi хадзiла на суд Маркевiча i Мажэйкi. З дзевяцi разоў я толькi чатыры разы магла патрапiць у залу суда, паколькi нас туды нават не пускалi. «Бiржу iнфармацыi» я чытаю менш, але з’яўляюся пастаянным чытачом «Народнай Волi». Тым не менш, дзякуй вам за ўсё i трымайцеся.

Мария Семеновна:

– У меня, скорее, больше вопросов, правда, я тут грибами занялась. Тем не менее, ответьте – есть ли у нас газета, куда бы простой человек мог прийти, чтобы о его проблемах могли написать, и редактор не боялся? Была у нас раньше газета «Пагоня», но ее теперь нету. Ходила в «Вечерний Гродно», так там отнеслись ко мне так, будто не поняли, зачем я пришла. Так о чем говорить... Дальше, на кого у нас работают правоохранительные органы – нигде правды не добьешься. Кстати, о газете «Биржа информации» я ничего раньше не слышала, обязательно почитаю.

Светлана Михайловна, читательница «Биржи информации»:

– У вас очень много рекламы, а я бы хотела читать о нашей жизни, о рядовом гражданине, который борется с этой системой, которая явно направлена против человека. Поверьте, таких людей у нас много, причем, они не занимаются словоблудием на кухне, а действительно действуют. Сколько дел в судах против различных чиновников. Вы – единственная в Гродно независимая газета, и хотелось бы, чтобы вы смогли все освещать. У нас больше нет другой информации, и вся надежда на вас. Кстати, у меня зарплата 47 долларов в месяц, но я всегда на чем-либо сэкономлю, но газету покупаю на протяжении пяти лет. Мне жаль, что теперь так мало политики у вас.

Леонид, студент юрфака:

– Почему в независимых изданиях так много недостоверной информации? Почему журналисты вмешиваются в личную жизнь? Где же заканчивается граница того, о чем можно писать, а о чем нет? Конкретнее, меня удивляет позиция независимой прессы по отношению к поступкам Можейко и Маркевича. Им определили наказание в суде, а независимая пресса продолжала твердить, что они не виновны. Хотя, по моему мнению, журналисты должны только констатировать факт, а не давать оценку. Читая вашу газету, у меня складывается впечатление, что вы высказываете только свое мнение и считаете его единственно правильным.

Я читаю еще «Советскую Белоруссию». Там разные мнения: и оппозиции, и власти, и обывателя. Что касается моего мнения по поводу состояния СМИ в Беларуси, то своего мнения я высказывать не хочу, а звонил, чтобы услышать ответы на мои вопросы. Все. До свидания.

Володя, читатель «Биржи информации»:

– Вы писали о праздничной лотерее. Неверно, вы написали, что у нас уже билетики не заставляют покупать. Именно так было на предприятии, где я работаю, когда разыгрывали прошлый тираж. Если вдруг это случится повторно, я вам позвоню. Если я не играю в эти азартные игры, то зачем я должен покупать эти билетики?

Что касается состояния СМИ в Беларуси, то слушаю радио «Свобода», поскольку в газетах мало информации. Что касается вашей газеты, у вас много рекламы и мало материалов на белорусском языке. А эта реклама мне не нужна.

Положа руку на сердце, разговор с читателями... не состоялся. Причина, наверное, не в том, что об акции не знали люди. Тысячи человек прочитали об этом в нескольких газетах. К слову, в объявлении в «Народной воле» была допущена неточность – и многие поняли идею «прямой линии» как встречу с журналистами именно «Пагони», а не как повод обсудить животрепещущую тему свободы слова в принципе (и, возможно, отказались от самой идеи общения). Огорчительно, что независимость прессы волнует, в лучшем случае, только саму прессу. Это равнозначно тому, как если бы от безделья врач-стоматолог лечил зубы своему коллеге врачу-терапевту, в то время как тысячи больных сидели дома, мучились от острой зубной боли, знали, что давно пора принимать радикальные меры, и... боялись придти на прием.

Мы уверены, что многие из вас, дорогие читатели, имеют свое мнение, свои взгляды и свою позицию. Осталось совсем немного – найти им применение. И первым шагом в этом направлении может быть свободный, не регламентированный и открытый разговор. Между нами... Между вами... Между СМИ и властью... И тогда станет очевидным, что независимость прессы нужна не самим СМИ, а обществу в целом. Спасибо тем, кто позвонил нам. И тем, кто хотел позвонить, но не сумел. И тем, кто не позвонил специально. За принципиальность.

Спасибо тем, кто откликнулся на нашу инициативу.

Подготовили к печати М.КАРНЕВИЧ, Е.РАВБЕЦКАЯ