№ 296 от 09.10.2003 | |
Письмо в редакцию Как я открывала польскую визуБелее чем за неделю действия визового режима на белорусско-польской границе исчезли очереди, однако у польского консульства в Гродно ежедневно происходит столпотворение людей.
Первый этап оформления визы – получение анкет в одном из окошек, где вам назначат также дату и время, когда следует явиться с заполненными бланками и суммой для оплаты визы. Сейчас эта несложная процедура занимает около трех дней. Каждое утро у ворот консульства собирается около сотни человек. Сотрудники не регулируют поток посетителей. Этим вынуждены заниматься сами люди. Появляются «волонтеры», которые занимаются составлением списков. После окончания работы визовой службы (обычно в 13.00) проходит «перекличка». Список укорачивается на число получивших анкеты. Те, кто не откликнулся, теряют свою очередь. Остальные получают новые номера для того, чтобы прийти завтра, часов в семь утра, на новую «перекличку».
Четверг. Люди занимают очередь с семи утра. В списках 250 фамилий. За 15 минут до окончания работы визовой службы анкеты успели получить 62 человека. На территорию консульства желающие получить визу попадают не через ворота, а в проход рядом с милицейской будкой. Людей запускают «порциями» – по 2, 3 или 4 человека. С октября одно из трех окошек обслуживает только фирмы, причем, в день на оформление принимают не более 35 виз. В толпе много пожилых, одна из женщин, лет шестидесяти, жалуется, что простояла в очереди уже шесть часов.
Пятница. В полвосьмого утра меня записала подруга, я оказалась 190-я. Визовая служба работала до 11.00: в обед ожидали приезда маршалка польского сейма Лонгина Пастусяка. За два часа с анкетами вышли около 80 человек. Остальных милиционер отогнал от будки. На тротуаре толпа не помещалась, многие стояли прямо на проезжей части. После «переклички» мой номер стал 79. Прозвучали предложения «перекликнуться» еще в субботу и воскресенье, а то «придут другие, составят новый список, и мы останемся ни с чем». Однако решено было собраться в понедельник.
Понедельник. Семь утра, сотни полторы нуждающихся в визе. Появился-таки новый список, приблизительно из 200 фамилий, – его составили собравшиеся на два часа раньше – в пять часов. После продолжительных переговоров «пятничные» отвоевали свое право идти первыми. «На прошлой неделе те, кто пришел в два часа ночи, спокойно прошли в тот же день», – слышу за спиной. К списку пробивались две опоздавшие на 20 минут жительницы райцентра – прибежали с автобуса. Они потеряли свою очередь.
Дождь. За два часа пропустили всего 19 человек. Милицейскую будку «штурмуют» промокшие до нитки люди – в толпе под зонтом не постоишь и спрятаться негде. Пока бегала на работу, я потеряла свою очередь – шел уже 84-й. Но меня пожалели и пропустили. «Окошки» работали до 14.00.
Кстати, в интересной ситуации находятся посреднические фирмы, которые занимаются сдачей документов. От них принимается только десять паспортов в день. Визы им делают в течение двух-трех недель. На ближайшую неделю ни в одной из фирм паспортов уже не принимают. В одной из фирм мне сказали, что за подобную услугу платят от 5 до 10 тысяч рублей. Однако в очереди довелось услышать, что некоторые на этом умудряются заработать до 20 долларов.
Тереза БАЗЫЛЕВИЧ |
|