№ 297 от 16.10.2003  

Пожар унес 30 больных жизней

<<risВ деревне Рандиловщина Дятловского района в Козловщинском доме-интернате для людей с психоневрологическими болезнями заживо сгорели 30 человек. Пожар случился в ночь с субботы на воскресенье, по предварительным данным, около 4 часов утра. Практически полностью сгорел один корпус дома-интерната, в котором находились больные люди. Из 62 больных спасены только 31 человек, 30 сгорели, еще одного до сих пор ищут. Пожар произошел в мужском корпусе. Из медицинского персонала никто не пострадал. Всего в доме-интернате находилось около 130 больных. Всех оставшихся мужчин после пожара из интерната вывезли. На месте событий в понедельник побывал корреспондент «БИ».

В понедельник территория дома-интерната была оцеплена милицией. Никого из посторонних, в том числе и журналистов, не пропускали. Всякие попытки пообщаться с администрацией учреждения были безуспешны. Больные убирали территорию от опавших листьев. Лишь издали можно было увидеть остатки сгоревшего деревянного корпуса. На территории работала следственная группа.

В расследовании причин случившегося рассматриваются две основные версии – неосторожное обращение с огнем одного из больных и неумышленный поджог, совершенный кем-то из пациентов.

Говорят, что такого страшного пожара в Беларуси не было 50 лет. Местные жители рассказали, что, когда в половине пятого из Козловщины приехали пожарные машины, здание практически сгорело. Дело в том, что, когда пожар начался, больные спали, а когда заметили огонь, то принялись тушить его сами, в корпусе не было телефона, а до ближайшего здания с телефоном более 100 метров. Естественно, что все были растеряны, в пожарную позвонили только через полчаса. Кроме того, многие из больных – вообще лежачие, не ходили. Местные люди рассказали историю, что двое из больных вначале, выбежав на улицу, от растерянности вернулись назад и сгорели в огне. В этом же корпусе находился и изолятор для буйных больных. Мужчина, который там был, по словам местных жителей, взломал решетку и спас свою жизнь от огня.

Пожарные приехали через шесть минут после вызова, но было поздно. Обгоревшие тела выносили и складывали рядом с догорающим зданием.

Мне удалось через забор обмолвиться словами с больными. Одна пожилая женщина в ужасе говорила, что было очень страшно, что они боялись, плакали... Их беспомощность была настолько очевидна... Столько жертв наверняка не было бы, если бы это были психически здоровые люди.

Увидев огонь, на пожар сбежались и местные жители, но пожарники и милиция к месту событий их не допустили.

Корпуса дома-интерната – постройки начала века, все деревянные. Местные жители рассказали, что здесь находилось поместье пана Гарбовского, который в 1939 году, с приходом советов, отравился и похоронен на местном кладбище. Одна женщина говорила, что как будто огонь был виден из под крыши, а что касается официальной версии, что поджигателем мог быть кто-нибудь из больных, об этом она ничего не слышала. А здание, по ее словам, было старое и трухлявое, сгорело в один момент. Правда, другие утверждают, что пожар продолжался чуть ли не до семи часов утра. В местном сельсовете мне пояснили, что ежегодно помещения проверяли пожарные службы, и вряд ли там была неисправной электрическая проводка или печное отопление.

Рядом с домом-интернатом находится костел, там люди убирали территорию. Одна женщина рассказала мне, что в три часа ночи выводила из сарая лошадь на пастбище. Потом, вернувшись в дом, никак не могла уснуть. Когда посмотрела в окно – огонь, треск шифера... Но она не догадалась сразу позвонить в пожарную, думала, что это сделают сторожа, и побежала туда. А теперь приходится мучиться тем, что, если бы сделала это сразу, возможно, многих бы спасли...

Еще мне рассказали, что за умерших утром в воскресенье в костеле молился ксендз. Некоторые из больных приходили в костел на службу, а одного парня даже здесь окрестили. Говорят, он остался жив. Люди задаются вопросом – где похоронят сгоревших? Оказывается, на православном кладбище в Козловщине есть специально отведенное место для тех, кто умирает в доме-интернате и кого не забирают хоронить родственники.

В местном сельсовете несколько женщин говорили, что все местные в шоке от случившегося. Проблем с больными у них никогда не было. Некоторые из них часто приходили в магазин, один парень даже пас деревенское стадо. Жили, как они говорили, как Бог велел. А здесь такое...

В понедельник в деревне ждали приезда Александра Лукашенко, об этом предупредили сельский Совет, но главы государства не было. В этот день в интернат приезжали родственники больных из разных уголков Беларуси. Они увидели сообщение по телевизору. К близким их не пускали, но передачи брали.

Рядом со старыми корпусами интерната уже около десяти лет строится новое здание, но два последних года работы там совсем не ведутся. Нет денег – сказали мне в местном сельсовете.

Михаил КАРНЕВИЧ

Фото автора.