№ 298 от 23.10.2003  

Репортаж

Деревня «под прицелом»

По статистике, все чаще и чаще пожары случаются в деревнях. Особенно страдают так называемые «группы риска» – люди, злоупотребляющие алкоголем, одинокие, инвалиды и люди преклонного возраста. Очередной рейд сотрудников МЧС был направлен как раз на то, чтобы проверить противопожарное состояние домов самой «группы риска».

«Главное оружие пожарного инспектора – внезапность», – говорят сотрудники МЧС, мы последовали этому правилу, а потому в деревне Коневичи Озерского сельсовета нас никто не ждал. По пути мы заехали в сами Озеры, где к рейду присоединился начальник местного пожарного аварийно-спасательного поста Дмитрий Калиновский и председатель сельсовета Владимир Солтан. Кстати, глава сельсовета в этой должности относительно недавно, а потому, как он сам признался, эта поездка будет полезна.

По приезду в Коневичи нам встретился местный житель – дядя Саша, мужчина лет пятидесяти. Было видно, что ему доставляет удовольствие быть нашим проводником, рассказывая, кто в какой хате живет. Наш проводник был веселым, приветливым и немного хмельным. Так вышло, что одним из первых пожарные проверяли дом нашего «проводника». Здесь же и было найдено первое нарушение – так называемый «жучок» в счетчике. Вещь вовсе не безобидная, «жучок» может стать причиной пожара. Дядя Саша поклялся все в ближайшее время исправить, но получил выговор от строгого инспектора. «Да моя проводка еще сто лет будет без проблем работать!» – не унимался дядя Саша. А потом, поразмыслив, добавил: «но, раз надо поменять, то, конечно, поменяю...»

Именно старая проводка – главная «пожарная» проблема жителей Коневичей, уже из-за самой своей старости она становится пожароопасной, а люди усугубляют риск, клея обои прямо поверх проводов.

Деревня небольшая – всего 35 человек и 26 дворов, живут там, в основном, люди старшего возраста, многие из них пенсионеры и инвалиды. На всю деревню – только три коровы, хотя многие держат кур, у кого сил побольше – держат свиней. Так живут Петр Клементьевич со своей женой. Несмотря на почтенный возраст – Петру Клементьевичу перевалило за восьмой десяток – он держит и поросенка, и кур, лелеет яблоневый сад и находит время уделить внимание своей жене, которая почти не ходит.

У соседки, бабы Ганны, дела похуже – нет сил держать какую-то живность, дети разъехались по большим городам: кто – в Гродно, кто – в Минск, и наведываются редко, у каждого семья, работа. Не знает женщина, как прожить ближайшую зиму – дров заготовлено мало и, даже экономя, на зиму может не хватить, поэтому печку она еще не топит. Печку, которую не топят, осматривать мало смысла, поэтому «настал черед» председателя сельсовета, который пообещал помочь с топливом – выписать для бабы Ганны брикет для растопки.

Время, отпущенное для нашего рейда, было ограничено, однако мы успели побывать во всех домах, где живут одинокие инвалиды и престарелые люди. Практически в каждом доме находились мелкие неполадки: старая проводка, небольшая трещина в печи... Любая из этих «мелочей» может стать причиной вполне серьезного пожара. По статистике, именно в деревнях случается больше всего пожаров, причиной которых, в большинстве случаев, становятся неосторожное обращение с огнем, неисправность печного отопления, проблемы с проводкой. Серьезный пожар невозможно потушить за считанные секунды, невозможно за эти же секунды доехать от пожарной части до отдаленной деревни, и самое главное – не всегда возможно пожарных вызвать: по-прежнему телефон в деревенском доме – редкость... Какая деревня следующей попадет в пожарные сводки? Сколько еще людей сначала задохнутся, а потом сгорят в своей постели, так и не успев проснуться? Жаль, но ответы на эти вопросы, с названиями деревень, с именами, с цифрами, мы получаем каждый день, и конца этому не видно...

Дмитрий ЕГОРОВ