№ 300 от 6.11.2003  

Здоровье

Своя аптека ближе... к дому!

Шутники называют врачей посредниками между людьми и Богом. Вероятно, в чем-то они правы – именно врачи могут в некоторой степени определить, насколько оправданы наши надежды на долголетие, и именно от их профессионализма и знаний порой зависит, как долго пробудет наша бессмертная душа в бренной телесной оболочке. Ну а то, что является «посредником» между врачами и нами, именуется аптекой.

Отношение простого обывателя к аптекам неоднозначно. Полагаю, реплики, приведенные ниже, отражают полный спектр мнений читателей «БИ». Вопросы: «Как часто вы посещаете аптеки? Каким аптекам доверяете больше – коммерческим или государственным?»

Анатолий, студент:

– Аптеки? А что это? На самом деле я заглядываю туда лишь раз в месяц, чтобы сделать оптовую закупку контрацептивов. Я даже не знаю, коммерческая это аптека или государственная, просто она расположена рядом с моим домом.

Екатерина Ивановна, домохозяйка:

– В аптеку я хожу так же часто, как и в продовольственный магазин. И не только потому, что дома практически не встает с постели больная свекровь. Помимо лекарств, в аптеках я покупаю шампунь, кремы, биодобавки... даже соль для ванн. Пусть это немного дороже, чем на рынке, зато надежнее. Мне все равно, государственная это аптека или нет, главное – ее месторасположение.

Анна, продавец:

– В обычных аптеках я покупаю только перевязочные материалы и средства личной гигиены. Зато «на Советской» есть аптека с фитоотделом, где я покупаю разные травы и сборы, меня еще бабушка научила ими лечиться. Современных лекарств я вообще не употребляю.

Немного статистики

Аптеки, как известно, делятся на коммерческие и государственные. Помимо аптек, существуют еще и аптечные киоски и аптечные пункты (обычно, располагаются при лечебных учреждениях). В нашем городе 14 государственных аптек, 16 аптечных пунктов и один аптечный склад. Коммерческие фармацевтические структуры нашего города превосходят государственные (количеством, разумеется) – в их владениях 21 аптека, 23 аптечных киоска, 5 аптечных складов. В городе торгуют не только привозными медикаментами – Гродненский завод медпрепаратов (расположен в Скиделе, государственный) и НПК «Биотест» (научно-производственный кооператив) имеют лицензию на производство медпрепаратов.

Аптечная иерархия

Во главе всех фармацевтических учреждений республики стоит Минздрав. «Заместителем» Минздрава по Гродненской области является гродненское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация». Непосредственно ему и подвластны государственные аптеки. Оно же, по заданию Минздрава, проводит проверки коммерческих учреждений. Контроль соблюдения частными лицами условий лицензирования проводится в среднем раз в два года, и его результаты отсылаются в Минск на рассмотрение комиссией Минздрава. Поскольку коммерческие фирмы на рынке уже не первый год и дорожат своими репутацией и лицензиями, то серьезных нарушений у них, как правило, не выявляют. Обычной оплошностью является нарушение условий хранения препаратов – частники (не все, правда, но многие) страдают от отсутствия холодильников. То ли места у них мало, то ли денег недостает. Несмотря на то, что проверки коммерческих структур проводит «Фармация», непосредственно ей частники не подчиняются. А подчиняются напрямую органу, который выдает им лицензии – Минздраву.

Аспирин: с завода в аптечку

В аптеках города можно найти самые разные препараты самых разных производителей из самых разных стран. Преобладают, правда, медикаменты, произведенные в Беларуси, России и Украине. Имея соответствующую документацию, в страну можно ввезти любой незапрещенный препарат. Есть, правда, нюанс – на препараты, аналогичные производимым в Беларуси, таможенные пошлины несколько выше. Таким образом, правительство намекает нам, что хорошо бы следовать лозунгу «покупайте белорусское!». Возможно, на сей раз оно право. При ввозе все препараты проходят контроль качества и только затем поступают в продажу, или попадают к перекупщикам. Каким образом они хранятся у перекупщиков, проконтролировать невозможно. А коммерческие аптеки порой закупают товар именно у посредников. Причем, товар, продаваемый ими, зачастую привозят из Москвы. То, что в Москве давно уже научились делать все – от французских духов до американских долларов, не секрет. Поэтому при выборе препаратов следует быть крайне осторожными и требовать сертификаты качества. Несмотря на то, что излишняя осторожность никому не повредит, от коммерческих аптек, на мой взгляд, отворачиваться не следует. К их чести, в результате проводимых проверок не было выявлено ни одного серьезного нарушения. А насколько тщательно и скурпулезно проверяет наше государство наших частников, пояснять не надо. Правда, у «Фармации» тоже есть «фишка» – более половины их контрактов – валютные. То есть, лекарства покупаются напрямую у зарубежных изготовителей и без посредников поступают в государственные аптеки.

Все ввозимые медикаменты попадают в Центр испытаний и экспертиз Министерства здравоохранения. Все партии медикаментов проходят проверку в государственных контрольно-аналитических лабораториях. Лекарства, не прошедшие контроль, обычно возвращаются производителю, к счастью, некачественные лекарства в Беларусь попадают редко.

«Почем опиум для народа?»

Ассортимент одной аптеки – сотни наименований препаратов (в лучших аптеках – до двух тысяч). При этом от количества посредников не изменяется цена поставляемого препарата. Это связано с тем, что приказом Минздрава оптовая наценка не может превышать 20% для импортных и 10% для отечественных медикаментов. Из-за высокой конкуренции фирм-оптовиков, реальная наценка составляет, обычно, 1-3%, а «живут» эти фирмы еще и за счет скидок от производителя. Собственно, самих посредников редко бывает более двух, так как третий оптовик обязан еще раз сдать препараты на проверку. Формирование цен на лекарства строго регламентировано Министерством здравоохранения. Чем выше стоимость лекарства, тем меньше может быть наценка. Наценка на импортные медикаменты составляет от 7% до 45% (от цены завода-изготовителя), независимо от количества посредников и затрат на транспортировку, на белорусские – не превышает 40%. Цены на один и тот же медпрепарат в коммерческих и государственных аптеках одинаковы, хотя бывают исключения. Формирование цен происходит при поступлении медикаментов на склад импортера с учетом курса валют Нацбанка. После этого переоценка лекарств не производится, т.е. тот же аспирин, поступивший на склад в прошлом году, будет стоить дешевле, чем тот, который поступил вчера. Если, конечно, курс белорусского «зайчика» не подскочит в гору.

У государственных аптек есть существенное преимущество перед частными: последние не имеют права продавать лекарства по льготным и бесплатным рецептам. Это связано с тем, что оплата льгот происходит из государственного бюджета, а вот «частникам» государство возмещать ничего не будет. Но и тут коммерсанты «вывернулись»: во многих частных аптеках предусмотрена система скидок для инвалидов и пенсионеров. Скидки эти могут быть по своим размерам не меньше государственных льгот.

Главную роль в формировании цен на лекарство играет его качество (читай: страна-производитель). «Насколько «Запорожец» может быть хуже «Мерседеса», настолько лекарство украинского производства может быть хуже лекарства, произведенного в Германии», – говорит доктор медицинских наук Александр Хоха (См. табл. №1).

«Коммерческий» доктор

Все более популярны среди населения коммерческие аптеки. Это и понятно – ассортимент там шире, а сами лекарства проходят тот же самый контроль, что и для государственных. Частные аптеки сами заинтересованы в том, чтобы продавать качественный товар. К тому же, чтобы лишиться лицензии, достаточно иметь в продаже хоть одну упаковку забракованного или незарегистрированного лекарства. В фармацевтический бизнес приходят не «люди с улицы», руководители частных аптек города – врачи, кандидаты медицинских и биологических наук, есть один доктор медицинских наук. Работают в аптеках люди с медицинским образованием, причем, исключительно фармацевты и провизоры. Большинство гродненских фармацевтических фирм имеют опыт работы 5-10 лет, и никто из них не станет рисковать своим делом и добрым именем, идя на нарушения закона, к примеру, продавая некачественные или поддельные лекарства.

Подготовили Ольга ЖИЛЯЕВА,Дмитрий ЕГОРОВ