№ 301 от 13.11.2003  

Подарок Прометея

Если бы первобытные люди знали, сколько боли и страданий причинит их потомкам огонь, они, наверное, не стали бы его укрощать. Теперь он сосуществует рядом с нами, периодически проявляя свою разрушительную сущность.

С пожарами было бы проще бороться, если бы они появлялись в результате природных катаклизмов – природу можно предсказать. Но в подавляющем большинстве случаев, «неконтролируемое горение вне специального очага», а именно так определяется пожар, – следствие людской безалаберности. Ее, родимую, предсказать невозможно. Результаты этой безалаберности за прошлый и нынешний годы можно увидеть в таблице (данные по Гродненской области):

Дамы и господа, обратите внимание! Год еще не закончился, а число погибших в пожарах уже превысило прошлогоднее число. Если присмотреться внимательнее, за каждой цифрой можно увидеть взрослого человека или несмышленого ребенка, которые, по нелепой случайности, обрекли себя на одну из самых ужасных, болезненных смертей. Так же как и мы, они были уверены, что жить будут долго и счастливо, а пожары – участь других, например, алкоголиков, курящих в постели. С малых лет нас, как губку, пропитывали знаниями, самые необходимые из которых оставляли в стороне – жизнь научит. Но жизнь – великий практик и никчемный теоретик. Сталкиваться с пожаром на практике, не будучи подкованным теоретически, значит заранее обречь себя на неудачу.

Когда пожар невозможно потушить собственными силами, мы бежим к телефону и набираем номер спасателей – 01. Далее следует семисекундная задержка. Таким образом, служба МЧС ограждает себя от множества ложных вызовов (если человек набрал номер случайно, или по злому умыслу, у него есть время, чтобы одуматься и положить трубку). По истечении семи секунд на пульте диспетчера МЧС определяется номер, и звонящий сообщает свое имя, телефон, адрес пожара. Диспетчер сообщает о вызове в ближайшую к пожару часть, и в течение 45 секунд машина выезжает на объект. На случай двух пожаров одновременно, в части всегда имеется резервная машина. После звонка следует эвакуировать людей и тушить пожар собственными силами. Время приезда машины на место пожара ничем не регламентировано и зависит только от удаленности части от объекта.

К сожалению, большинство звонков поступают несвоевременно и пожарные не успевают спасти горящий дом (или квартиру). Тогда основные силы используются для локализации огня. Проблема, с которой постоянно сталкиваются спасатели, – отсутствие подъезда к дому. То есть, подъезд есть, но воспользоваться им невозможно из-за припаркованных в неположенных местах автомобилей. Кстати, специально для читателей «БИ» сотрудники МЧС сообщили, что в ближайшем будущем ими, совместно со службами ЖЭС, планируется рейд. Цель рейда – выявление машин, припаркованных в неположенных местах, и обучение нерадивых водителей уму-разуму доступными средствами.

Для большинства жителей, спасатели – некая виртуальная служба, которая материализуется в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Тем не менее, это обычная госструктура. И, как у любой структуры, у них есть свои проблемы, статистика, текучесть кадров... – своя иерархия. В Гродненской области 17 районов, в каждом из которых есть районный отдел по чрезвычайным ситуациям, в подчинении у которого находятся пожарные аварийно-спасательные части и пункты (ПАСЧ и ПАСП). Районные отделы, в свою очередь, находятся в ведении Областного управления по чрезвычайным ситуациям. Ему же подчиняется и Гродненский городской отдел по ЧС. Структуру этого отдела можно увидеть на схеме:

Всего в области 132 боевых подразделения, 151 ремонтно-восстановительная часть. В них служат 621 человек среднего и старшего начальствующего состава, 1 715 человек младшего начсостава и рядовых. Гораздо меньше рабочих и служащих – 173. Но это только в штате. Помимо штатных организаций, есть и внештатные – 2 131 добровольные спасательные дружины, 200 из которых имеют пожарную технику. Добровольные дружины насчитывают 17 488 членов. Официально, на семь тысяч населения полагается одна пожарная машина. Но, как сообщили в Областном управлении МЧС, их не хватает (читай – катастрофически не хватает). А те, которые есть, – старые и изношенные. На ту сумму, которую государство выделяет спасателям, обновить автопарк крайне сложно. Саму сумму мне не назвали, но зато ознакомили с некоторыми расценками. Стоимость одной пожарной машины, к примеру, составляет 50-60 миллионов рублей. Новая шина к машине «Урал» обходится в 300 у.е. И так далее по списку. Сложно поверить, что в ближайшем будущем государство обеспокоится нашей безопасностью настолько, что приобретет необходимое количество машин.

Ольга ЖИЛЯЕВА