№ 301 от 13.11.2003  

Читатель-газета

Не обвесим, так обсчитаем...

Конфликт «покупатель-продавец» берет свое начало еще с древних времен, когда заезжие торговцы ради звонкой монеты пытались всучить любую дрянь под видом первоклассного товара. А что изменилось с тех пор? Обсчитывают ли продавцы покупателей, и насколько покупатели доверяют людям по другую сторону прилавка? С этим вопросом мы обратились к посетителям Центрального рынка Гродно.

Елена, служащая:

– Конечно же, обсчитывают, я в этом уверена. Хоть за руку никого не ловила, и ловить не собираюсь. Зазеваешься – и тебе обязательно недосыплют десяток граммов того же сахара. Почему они это делают? «Деньги к рукам липнут», это известно давно, вот и обдирают покупателей. Однажды я покупала мясо на рынке – и меня обманули примерно на две тысячи – дали не всю сдачу. Но заметила я это уже после того, как отошла от прилавка, а возвращаться что-то доказывать бесполезно: уже не помню, у кого покупала, да и не уверена, что это не моя ошибка.

Дмитрий, водитель:

– Я думаю, что обсчет имеет место не только на рынках, но и в магазинах. Даже как-то показывали по телевизору сюжет о том, как ловили нечистых на руку продавцов – они даже специально высверливали в гирях что-то вроде отверстий, чтобы весили меньше. Я, например, сдачу почти никогда не считаю – гляну, дали с крупной купюры примерно правильно сдачу или нет. Но если и ошибся продавец, специально или не специально, в мою или в свою сторону на пятьдесят-сто рублей, для меня не важно, это не деньги. К тому же, им самим за что-то жить надо.

Елена Иосифовна, пенсионерка:

– А меня не обсчитаешь! Я всегда смотрю и на весы, и сдачу пересчитываю. Меня еще ни разу не обманули.

Ольга и Вадим, молодая семья:

– Так это же сразу видно, обсчитывают тебя или нет. В глаза нужно посмотреть (смеются). Однажды мне слишком много за покупку насчитали, я обратила внимание на это. Мы вместе с продавцом все еще раз пересчитали и проблему эту решили. Продавщица молоденькая, скорее всего, случайно ошиблась, очень смутилась и извинялась. Но мы думаем, что если нас захотят обсчитать, то обсчитают обязательно, да так, что мы и не заметим, некоторые наверняка в этом уже «профи».

Виктория, домохозяйка:

– Да я сама работала продавцом и всю эту кухню отлично знаю. Думаете, эти молодые девочки от хорошей жизни идут на обман? Попробуй проживи месяц на зарплату в 60 тысяч, стоя целый день за прилавком, каждому улыбнись... Ведь работа эта тяжелая и нервная. Если я вдруг замечаю, что продавец начинает что-то «мудрить», то на конфликт не иду, а просто вежливо указываю на это. Все обходится без скандалов – и расходимся с миром. К тому же, не такие наши продавцы и плохие – зачастую то, что покупатели принимают за обсчет – обыкновенная ошибка. Когда постоишь день за прилавком, то поймешь, насколько просто к концу рабочего дня ошибиться на сто рублей.

Спрашивал Дмитрий ЕГОРОВ

P.S.: Очень просто обмануть того, кто готов к тому, что его обманут. Судя по опросу, гродненцы готовы. Но разве эта готовность или низкая зарплата может служить оправданием для самого настоящего воровства? Однозначно, нет. Мы не могли не обратиться с таким же вопросом и к самим продавцам. Где-то с пятой попытки удалось разговорить одного из них. По его словам, там, где обсчитать можно, очень часто и обсчитывают. Но, как и предположила наша респондентка Виктория, «не от хорошей жизни». Тут работает правило – чем выше зарплата, тем больше «принципов» себе может позволить продавец. Нашему продавцу в этом плане повезло, зарплата нормальная и, по его словам, унижаться до обмана он никогда не станет. А вот другие... обвесить на пять граммов, если товар весовой, повесить магнитик на чашу весов, на десять рублей завысить цену на розничный товар – не редкость.