№ 301 от 13.11.2003 | |
Ежедневно в торговую сеть от предприятия семьи Бычковских поставляется 200 кг тортов, пирожных, круассанов и булочек. Рентабельность производства за прошлый год – 8,6%, а за текущие 9 месяцев – 7,2%. В ноябре частное предприятие Бычковских пополнит бюджет государства 8 миллионами BY. Когда работа в сладостьРазными путями приходят в бизнес бывшие советские граждане. В недавнем прошлом Александр Бычковский и его жена Анна – люди военные. Он – майор, она – старший прапорщик воздушно-десантных войск. Сегодня на прилавках гродненских магазинов появились нарядные торты с фирменным знаком «СБ». Это продукция унитарного частного производственного предприятия семьи Бычковских.
Кондитерский десант в Поречье
Александр Бычковский служил в 104-й воздушно-десантной дивизии под командованием Александра Лебедя. Судьба забросила его в Поречье на должность начальника тыла полигона ВДВ. В 1993 году, после расформирования части, Бычковский решил никуда не уезжать. Так на одной из пореченских улиц появился коттедж демобилизованного десантника.
Надо было как-то устраиваться в новой, гражданской, жизни. Отшумев, затихало кооперативное движение, гродненский рынок вовсю торговал китайским и турецким товаром, а Бычковский искал свою нишу: занимался распиловкой леса, строительством, сбором грибов, оптовой торговлей, возил на продажу автомобили. Думал о собственном семейном деле.
К этому времени вызрела идея – заняться производством хлебобулочных изделий. Бычковский купил на разборку два здания на бывшем полигоне и решил строить цех. Пока обдумывался проект и составлялся бизнес-план будущего производства, в стране, где способы борьбы за народное счастье только отодвигают его приход, цены на товары первой необходимости были зафиксированы. При огромных первоначальных вложениях и неудержимой инфляции занятие хлебопечением теряло всякий смысл. Жесткие ограничения не коснулись цен на кондитерские изделия, поэтому, на ходу изменив первоначальный замысел, Бычковские решили заниматься «кондитеркой». Анна в свое время закончила техникум пищевой промышленности, в воинской части работала начальником столовой, солдатам выпечку организовывала. Так что, для нового дела ее специальность кондитера очень пригодилась.
Покой им только снится
С самого начала семья определилась: планку держать высоко. Начинали с изучения рынка, просчитывали затраты, рентабельность, прибыль. Провели опрос трех сотен гродненцев, какой ассортимент и цена могли бы их устроить. Полученные данные позволяли рассчитывать на 4-5 процентов гродненских потребителей – солидных покупателей тортов и пирожных, которые не постоят за ценой, желая приобрести качественное кондитерское изделие. Так сложилось ясное представление о будущем клиенте.
Путь к производству был нелегким. И долгим. С того момента, когда Госстройнадзор скрепил печатью разрешение на строительство кондитерского цеха, прошло 24 месяца: два года ушло на проектирование, подготовку документации, согласования, экспертизы.
– Если бы я был опытней, мог бы уложиться месяцев в четырнадцать, – говорит Александр. – Хотя знающие люди говорят, что это были еще цветочки в смысле увязок и согласований, по сравнению с тем, что творится сейчас. Это касается всех желающих построить специальное помещение для производства чего-либо.
Землю под кондитерский цех отвели Бычковским рядом с их домом. Неподалеку – лес и коттеджи бывших сослуживцев. Соседи в огородах копаются. Вполне деревенская тишина и покой. Но предпринимателю покой может только сниться. После регистрации частного предприятия и утверждения проекта, началась стройка, отделка помещений, «начинка» их оборудованием, поиск работников, освоение технологии, организация сбыта продукции.
Супруга Анна занимается производством, технологиями, решением кадровых вопросов. На это уходит не менее 12 часов в день. Александр отвечает за сбыт, снабжение сырьем, работу с контролерами. В его ведении технические вопросы, отопление, строительство. Новоявленные хозяева купили холодильную камеру, раскаточную и кремовзбивальную машины, стеллажи, тележки, столы. Построили склад, разгрузочную рампу, подвели теплотрассу, поставили приборы учета воды и тепла. Дважды пришлось брать кредиты: на завершение строительства и на закупку оборудования. Первый кредит в белорусских рублях в эквиваленте 10 тысяч долларов пришла пора возвращать в 1998 году. Дефолт обесценил «зайчик» в 6 раз, и продажа старенького «Форда» помогла рассчитаться с кредитом. Во второй раз Александр взял сумму в эквиваленте примерно 6 тысяч долларов и «влетел»: взял шесть, вернуть пришлось девять. Не все коту масленица.
Круассаны – это по-нашему!
Частное производство сладкой продукции в Поречье работает уже три года. Его штат, вместе с хозяином, – 14 человек. В горячем цехе, где пекут изделия, работают не только местные жители. Кондитеры Лена и Алина – из Сопоцкина, снимают квартиру в Поречье. Ольга Ивановна Дубинец – главный технолог и заведующая производством – своя, пореченская, обучила кондитерским премудростям дочь Юлю. Для Юлии это первое рабочее место. Город не манит, жилье там дорогое, с работой сложно. Труд у Бычковских стимулируется: 6% от стоимости отгруженной продукции – чистая зарплата работников цеха. Эта цифра меняется, в зависимости от сезона и спроса. Например, за сентябрь средняя заработная плата по цеху 260 тысяч BY. Осенью продажи выше, а вот летом – очень плохи. Поэтому в конце июня весь кондитерский цех уходит в отпуск. 28 дней оплачиваются, плюс семь дней – за свой счет. За это время хозяева приводят в порядок оборудование, текущий ремонт сделают.
В ассортименте кондитеров из Поречья четыре вида кремовых изделий: торты «Киевский», «Гора самоцветов», «Подарочный», пирожное-слойка, четыре сорта булочек: плюшка, сайка, «Ароматная», «Снежинка».
Круассаны уверенно осваивают белорусский рынок. Потребитель желает иметь на своем столе не высушенную завитушку из слоеного теста, а пышное румяное изделие, тающее во рту и не разваливающееся в руках. Поэтому тесто раскатывается четырежды, со специальным немецким маргарином. Отечественные производители на Минском маргариновом заводе пока не в состоянии произвести продукт, на котором можно катать круассан. А минская фирма «Барса», с которой сотрудничают Бычковские, тем временем вагонами завозит импортный маргарин. Он дороговат, зато тесто слоится, как надо. И технология, и услуги технологов минской фирмы бесплатные. Их услуги – приложение к поставкам техники и сырья от «Барсы».
О вкусах не спорят, но, по словам предпринимателя Бычковского, производители пищевой продукции Беларуси зажаты сборниками традиционных рецептов и госстандартами. Специалисты «Барсы» составляют технологические карты по немецкой рецептуре: сколько, чего и в какой последовательности закладывать. «Барса» проходит весь путь согласований, заверяет технологию в различных инстанциях и выдает производителю.
«Готовить, как для себя»
В управлении антимонопольной и ценовой политики Гродненского облисполкома считают изделия семьи Бычковских продукцией высшего качества, так как все приготовлено из натуральных продуктов. Но сам Александр подчеркивает, что на натуральных продуктах работают многие, весь вопрос в том, чтобы сделать торт вкусным. А чтобы он таковым получился, надо творить его в специальных помещениях, чтобы в здании все сверкало и блестело, чтобы простор был. Работники поставлены в такие условия, что схалтурить просто невозможно. «В человеке определенный код заложен: если все вокруг раздолбано, развалено, разбито, к работе будет такое же отношение, – говорит Александр. – Основной принцип – готовить, как для себя».
– Вы ощущаете конкурентов, что они рядом, дышат в спину?
– Я не чувствую острой конкуренции. Пока. Если будет сильное давление, мы к этому готовы. Но это уже коммерческая тайна.
– Есть у вас постоянный контингент покупателей?
– Человек, который идет в гости или празднует семейное торжество. Новый год и 8 марта, ваши дни рождения – наши праздники. К ним можно удваивать выпуск продукции.
Сегодня объем производственных помещений Пореченского цеха позволяет выпускать до 300 кг кондитерских изделий ежедневно. Но реальный спрос на кремовые изделия Бычковских – от 180 до 200 кг в день, круассанов – 50 кг, булочек – 150-200 штук в магазин Поречья. Основной проблемой Александр Бычковский считает сложности со сбытом. Объясняются они низкой покупательной способностью населения.
Объемы продаж в сутки примерно на 1 миллион 200 тысяч BY. Рентабельность производства за прошлый год – 8,6%, за текущие 9 месяцев – 7,2%. 24 магазина в Гродно, Поречье и Вертелишках продают продукцию Бычковских. Их частное предприятие в этом месяце даст государству около 8 миллионов BY налоговых поступлений. Разделите на 14 работающих – столько денег принесет в государственную казну каждый сотрудник.
Чего не хватает для полного счастья?
Предприниматель Александр Бычковский планирует установку холодильной камеры на складе сырья. Нужен бус-холодильник для дальних поездок. В хозяйстве есть три изотермические машины, но санстанция дает всего полтора часа на развоз продукции. А с холодильником можно было бы и в Минск поехать за сырьем. Хорошо бы увеличить производство продукции раза в два, да все диктует ограниченный спрос. Финансы найти не проблема, банк даст с удовольствием. Наученный горьким опытом, извиняясь за грубоватый армейский юмор, Александр говорит: «Взять кредит, что в штаны надуть. Сначала тепло, а потом холодно и неприятно.»
Предприниматель мечтает об отпуске, про который фактически забыли они с Анной еще со времен службы в армии. Очень хочется увидеть мир. В последние два года удалось выехать в Хорватию и Испанию. Но и там, в первую очередь, бежали к витринам с кондитерскими изделиями – на дегустацию.
– Можно ли вывести формулу успеха торта у покупателя?
– Это не космический корабль, не изделие, где применяются сложнейшие «ноу хау». Наверное, в том, чтобы душу вложить в свою работу, выполнить ее скрупулезно. Ведь бывает один ингридиент заменят другим, потом еще и еще, вроде как не запрещено. Где-то операцию недоделают, ведь никто не видит. Но качество нашей продукции зависит напрямую от трудолюбия человека. Просто нужно добросовестно делать свое дело.
Наталья МАКУШИНА |
|