№ 302 от 20.11.2003  

Проблема века

Некоторые любят погорячее

"Я живу на улице Суворова в доме 27. Много лет у нас на последних этажах нет горячей воды. За коммунальные услуги я плачу, как все. Но температура воды почти всегда не выше 40 градусов – ни помыться, ни постирать. Вызывала всех, кого только можно. Помогите. Валентина Георгиевна Кох."

Нехорошие квартиры

«Умываться по утрам и вечерам» – только этот совет Мойдодыра могут запросто реализовать жители четырех последних этажей из высотки на улице Суворова. Потому что температура воды, льющейся из кранов с горячей водой, на протяжении многих лет не позволяет им ни удовольствие от ванны получить, ни жир с тарелки смыть. Для мытья посуды, стирки и принятия ванн водичку приходится греть в кастрюльках и чайниках.

Несчастья бедолаг начались давно – в 1980 году. Радость новоселья была омрачена в первую же зимовку: вместо горячей воды течет чуть теплая, холодная идет с перебоями, батареи в квартирах, что называется, едва дышат. Тающие снега и летние ливни стекали с потолков в квартиры верхних этажей. Сырость из заболоченных подвалов проникала в жилье вместе с полчищами комаров. Течь дают стыки балконных панелей. Козырек над крыльцом разваливается. Перед домом рытвины и колдобины, залитые водой – вот и все благоустройство.

Все 23 года люди жаловались, как всегда, очень по-нашему – без письменных заявлений. Когда очень допечет, просто звонили и ругались с диспетчером ЖЭСа.

Как «суворовцы» горячую воду искали

Наконец, в феврале 1998(!) года, терпение жильцов с улицы Суворова лопнуло. Они написали в ЖЭС №7 заявление-ультиматум: поскольку «температура в квартирах не поднимается зимой выше 13-15 градусов, горячую воду включают на час-два в день, давление холодной воды выше пятого этажа слабое, в связи с вышеуказанным отказываемся платить за коммунальные услуги». В ЖЭСе пообещали разобраться. Но разобрались грамотно: никаких свидетельств о признании своей вины и правоты жильцов не оставили. Более того, недоплаченная во время «бунта» сумма стала числиться в квитанциях по оплате за коммунальные услуги как задолженность.

Прошло лето 1998 года, а вместе с ним и сезонное отключение горячей воды. Горячей водичкой жильцы побаловались всего два дня. Разгневанные квартиросъемщики пожаловались в ЖРЭУ и администрацию Октябрьского района, пригрозив подать в суд иск по поводу оплаченных, но непредоставленных услуг.

В ЖРЭУ Октябрьского района претензии жильцов сочли обоснованными и выслали страдальцам ответ, в котором перебои с горячей водой объяснялись «недостаточной мощностью пластинчатого водоподогревателя и нестабильным давлением холодной воды». Понадобился еще год, чтобы назначить «проведение мероприятий по увеличению площади нагрева водонагревательной установки» на декабрь 1999 года.

Наконец, в начале 2000 года ремонтно-профилактические мероприятия были проведены. Но температура воды в кранах не поднялась выше 41 градуса. Несоответствие температуры горячей воды нормам СНиП (не менее 50 градусов) в ЖРЭУ объяснили экономией энергоресурсов, которое «влечет за собой снижение параметров теплоносителя выдаваемыми энергоснабжающими организациями». Единственное, что уяснили измученные жильцы из толкований ЖРЭУ про «снижение параметров теплоносителя», это то, что для них все осталось по-прежнему – горячая вода будет только называться горячей, потому что, приняв ванну, не согреешься, но еще и простынешь.

Меньше знаешь, легче спишь?

В самом деле, зачем потребителю знать про мощности пластинчатых водоподогревателей и сложности организации жилищно-коммунальных услуг? Потребитель желает принимать горячую ванну и платит за подогрев воды соответственно квитанциям, присылаемым из ЖЭСа. А ЖЭС, как всегда, оказывается крайним.

Причин, по которым горячая вода приходит к кранам негорячей, великое множество. Но, в основном, сбой подачи горячей воды на верхние этажи специалисты из «Гродненских теплосетей», ЖРЭУ и «Гроднокоммунтеплоэнерго», объясняют тем, что температура теплоносителя занижается в целях экономии, а «Водоканал» не обеспечивает давление воды, которая едва поднимается выше восьмого этажа даже с помощью специального насоса.

Чтобы было понятней: теплоносителем называется обычная прогретая вода, которая, отдавая тепло воде холодной, должна превращать ее в вожделенную горячую водичку с температурой 50 градусов по Цельсию. Так вот, температура теплоносителя на выходе из котельной в межотопительный сезон должна быть не менее 70 градусов. Но для котельной на улице Титова, которая греет воду для «суворовцев», выход теплоносителя определен в 60 градусов. И этот температурный график согласован с Гродненским горисполкомом.

Вопрос «с хвостом»

Вопрос об отсутствии горячей воды и малом давлении воды холодной в 12-этажных высотках в этом районе, что называется, «с хвостом». Но есть указание эксплуатирующим организациям экономить газ и электроэнергию. И это совершенно не сочетается с недавним заявлением Министра жилищно-коммунального хозяйства Александра Милькоты: администрации на местах и эксплуатирующие организации не будут проводить эксперименты по снижению на несколько градусов температуры теплоносителя. То есть прекратят эксперименты на нас с вами. «Мы категорически против снижения температуры теплоносителя», сказал Министр. И вслед за ним эти слова готовы повторить все жильцы из дома №27 на улице Суворова.

Интересно, что Гродненская санэпидстанция в особых случаях регулирует норму температуры воды, как это было, например, летом, когда вспышка менингита всколыхнула город. Тогда водичка из кранов лилась по-настоящему горячая и достигала 65 градусов – микробы ее не переносят.

Я спрашивала у жильцов, знают ли они имя своего депутата, за которого они голосовали на выборах в местные советы? Оказалось, не только не знают, но многие вычеркивали из списка всех кандидатов, не доверяя никому. Причины такого недоверия вполне объяснимы. Несколько лет безуспешной борьбы за права потребителей жилищно-коммунальных услуг вывели жильцов на новый круг мытарств.

Кстати, имя депутата, который представляет интересы избирателей из дома №27 по улице Суворова в городском совете депутатов, Олег Борисович Абызов, начальник Гродненского погранотряда. И только абсолютная правовая безграмотность жильцов злополучного дома не заставила их отыскать человека, который по долгу своему обязан выполнять наказы избирателей.

А пока ответственные квартиросъемщики «бомбят» инстанции и добиваются предоставления услуг, за которые платят сполна. В феврале 2003 года им пообещали, что работы по увеличению мощности водонагревателя будут проведены во втором квартале. На носу уже квартал четвертый, а горячей воды как не было, так и нет. 13 ноября в доме у «суворовцев» снова побывала комиссия. Как утверждают жильцы, во время проверки вода, текущая из «горячего» крана, была всего 41 градус.

Комиссии приходят и уходят – жильцы остаются со своими проблемами. В инженерной коммунальной службе не отрицают, что бывают случаи, когда к приходу комиссии температура воды в кранах таинственным образом повышается, а «Водоканал» увеличивает давление холодной воды. Интересно, когда составляется протокол, жильцы подписывают его, или там фиксируется та температура, которая позволяет составителям спокойно существовать на протяжении многих лет?

Зачем же платить за некачественные услуги, спросите вы? И в самом деле, что делать тем, кто любит водичку погорячее?

Подсказка Министра

Ее дал всем жителям страны Министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Милькота: оплате в полном объеме подлежат только качественные коммунальные услуги. Государственные стандарты на них утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 30.05 2003 года. Исходя из установленных санитарно-гигиенических норм на одного человека, проживающего в доме с централизованным водоснабжением, полагается 180 литров воды в сутки. Половина этой воды – 90 литров – должна быть не ниже 50 градусов, если иное не оговорено специальным графиком подачи горячей воды по дням, определенным местной исполнительной властью.

Поскольку иное официально не оговорено, в ЖЭСе №7 нет специального графика, определяющего температуру подачи воды по дням и вечерам, – подразумевается, что жильцы дома №27 по улице Суворова пользуются горячей водой все 24 часа в сутки. Именно за эту услугу с квартиросъемщиков и их домочадцев регулярно взимается оплата в полном объеме.

Председатель Гродненского Общества потребителей Виктор Кошлюнов разъяснил, что если качество услуги не отвечает существующим нормативам, есть смысл обратиться в суд на основании Закона «О защите прав потребителей» и сделать перерасчет оплаты в соответствии с объемом и качеством поставляемых услуг.

Вдруг да разозлятся по-настоящему когда-нибудь памяркоўныя жыхары и решатся на этот подвиг. А может, проще собраться за одним столом представителям всех организаций, участвующих в сложном процессе обеспечения водой жителей высоток на Суворова, и решить, наконец, этот вопрос. Не откладывая выполнение на следующие 23 года.

Наталья МАКУШИНА