№ 304 от 4.12.2003 | |
100 телефонных звонков гродненцам Уроки грузинскогоСобытия в Грузии, которые еще так свежи в памяти, вызвали интерес не только в странах СНГ, но и во всем мире. Ведущие мировые телеканалы транслировали «бархатную революцию», как ее назвали, круглосуточно, события широко обсуждались в СМИ, в том числе и белорусских. В белорусском контексте очень многие, прежде всего, оппозиционные политики рассуждали о том, возможен ли подобный вариант развития политических событий в Беларуси. Мнения на этот счет звучали самые разные. Поскольку в нашей стране уже не за горами выборы в парламент страны, «БИ» решила обратиться к самым неискушенным экспертам – гродненцам, с тем, чтобы они высказались на эту тему. Вопрос звучал следующим образом: возможен ли «грузинский сценарий» развития политических событий в Беларуси?
Нет – 67%
Причиной для отрицательного ответа чаще всего служила ссылка на менталитет белорусов, который, по мнению гродненцев, в корне отличается от грузинского. Как экспрессивно заметил один из наших респондентов, «в Грузии люди совсем другие, не такие, как тут. Там все бешеные, а у нас всегда можно договориться и найти компромисс». Хотя, как показали события, отставка Шеварднадзе в какой-то мере и стала компромиссом. Ведь на самом деле трудно спрогнозировать, чем бы все закончилось, если бы грузинский президент не объявил о своем уходе с политической сцены.
Компромисс по-белорусски – это, скорее, уступка народа власти, а не наоборот. Один из респондентов объяснил это так: «У нас люди боятся, может, в Грузии они другие, или, может, у них еще хуже, чем у нас...». Впрочем, чаще всего гродненцы продолжали ссылаться на особенности белорусского менталитета. Судите сами: «у нас люди не те. И я, например, для себя лично не вижу причин проявлять агрессию или выходить с требованиями на улицу». Или: «еще пару лет назад такое было возможно. Сегодня – нет. Люди сейчас спокойные и хотят только одного – чтобы их не трогали». Есть и более крайние взгляды: «на белорусах можно ехать и ехать, а люди, как бы плохо ни было, все равно будут тише воды, ниже травы. И в ближайшее время ничего не изменится».
Помимо менталитета, находились и другие аргументы: «Сегодня нет причин для отставки президента. Он поступает очень правильно, что строит дворцы, и люди все больше и больше понимают Александра Лукашенко. Думаете, почему эта оппозиция затихла? Потому что народ – с президентом, а за оппозицией никого нет. И они это прекрасно понимают. Лукашенко старается, чтобы Беларусь хорошо выглядела на уровне европейских стран, и это получается. Пусть в материальном плане не все еще хорошо... Нужно просто немного потерпеть – не все же сразу», – уверенно говорил голос в трубке. «При чем тут мы? Меня все в стране устраивает, и остальных тоже. Поэтому никаких «грузинских сценариев» тут не будет».
Один из гродненцев сделал следующий вывод: «все дело в людях. В Грузии нашлись те, кто смог противостоять режиму. Покажите мне хоть одного тут, в Беларуси. Нет таких. Сейчас этот человек на митинге, а через час про все забудет, вернется домой и будет дальше жить от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии. В лучшем случае, все ограничится разговорами на кухне».
Часть респондентов использовала аргумент «сильной власти»: «у нас власть намного сильнее, чем в Грузии, и никаких митингов не допустит. На этот случай у Лукашенко есть милиция, которая по численности больше армии. Приставить к каждому демонстранту по два милиционера – не проблема. А еще есть спецназ, который, поверьте, при случае обязательно выставят. Кто поумнее – пойдет домой. Кто погорячее – окажется в больнице или тюрьме». Некоторые восприняли наш вопрос с иронией: «Вы шутите? Чтобы белорусы вышли на улицы? Это просто смешно. А если и выйдет народ, то Лукашенко в отставку не уйдет ни при каких обстоятельствах. Он власть никому не отдаст, народу в том числе».
Интересным было мнение гражданки, которая в недалеком прошлом проживала у границы грузинского государства: «Я сама жила не так давно в России, рядом с Грузией, и знаю о проблемах Грузии от самих граждан этой страны. В Грузии люди доведены до полной нищеты. Особенно, когда Шеварднадзе закрыл границу. Раньше жители Грузии могли жить тем, что торговали в России. Еще прибавьте менталитет – там люди горячие. Особенно тяжело живется тем, кто в Абхазии. А еще там оружие практически в каждом доме».
Интересным было суждение одного из респондентов о том, что «в Грузии нет истины, поэтому там это произошло». Что такое «истина» и есть ли она в Беларуси, респондент отвечать отказался и повесил трубку.
Да – 10%
Главным аргументом нескольких опрошенных стало изречение – «возможно все», в том числе и «белорусский бунт», не хватает только «последней капли», которая переполнит чашу терпения белорусов. Но для некоторых эта чаша уже переполнена: «Я хоть завтра готов выйти на площадь Ленина с транспарантом в руках и требовать отставки, уже надоел Лукашенко. Но я выйду только, если буду знать, что я буду там не один»; «Конечно, возможно! Все к тому и идет. Это лишь вопрос времени. Конечно, все точь-в-точь, как в Грузии, не пройдет, но суть будет такая же. Лучше будет, если Лукашенко сам уйдет, и чем раньше, тем лучше». Еще один белорус, терпение которого закончилось – предприниматель, торгующий на Южном рынке: «Еще один неверный шаг Лукашенко – и белорусы тоже будут требовать его отставки. Сейчас Лукашенко поступил очень правильно, сделав ставку на пенсионеров. Сегодня он «душит» предпринимателей, но и бизнес – не бездонная бочка. Когда он доберется до других слоев населения, я ему не завидую. Уходить самому будет уже поздно».
Затрудняюсь ответить – 23%
По большому счету, большинство опрошенных гродненцев поначалу затруднялись ответить на поставленный вопрос. Только пускаясь в рассуждения, часть из них определялась и отвечала положительно либо отрицательно. 23 человека определиться так и не смогли: «все зависит от людей, а люди у нас непредсказуемые», «это никому неизвестно, даже Лукашенко, хоть и многое зависит от него. Как только что-то «выкинет» – появится такая вероятность, а, может, белорусы в очередной раз не обратят внимания на его выходки. Это не известно никому».
Около пятнадцати человек сослались на то, что политика их совершенно не интересует, поэтому они не думали о вероятности повторения грузинских событий в Беларуси. Большинство из них по той же причине отказались рассуждать на эту тему.
К чести гродненцев, практически все из опрошенных хоть что-то, да слышали о событиях в Грузии. Но 23% из них даже не задумывались о возможности повторения подобного в Беларуси – «Грузия и Беларусь – разные страны, грузины и белорусы – разные люди, а потому пробовать сравнивать ситуации в наших странах – бесполезное занятие».
Спрашивал Дмитрий ЕГОРОВ
|
|