№ 304 от 4.12.2003 | |
Проблема века Борьба за проживаниеЗа тяжелой дверью полумрак и сырость, от чего воздух кажется спертым. Сырость – не единственное следствие протекающей крыши и нерабочей сантехники. Кое-где на стенах обвалилась штукатурка, вздулась и полопалась краска, плесень и грибок образуют замысловатые узоры в чисто выметенных помещениях. Судя по разбитым плитам и старым раковинам, эти помещения – кухни. Из дыр в стенах (раньше там были розетки) торчат оголенные провода и сигаретные «бычки». Это не заброшенный склеп, это жилое общежитие по ул. Славинского, 15.
Общежитие числится за ООО ПКУП «Гродноместпром» и УПП «Белстиль», причем, первое учреждение, по словам его генерального директора, господина Адаменко, выполняет, скорее, курирующую функцию (помогает разобраться в спорных вопросах, уладить инциденты). Спорных вопросов, кстати сказать, страсть как много – не смотря на то, что общежитие вот-вот развалится, жильцы неустанно ведут «борьбу за проживание». Предлагаю ознакомиться с некоторыми жизненными ситуациями.
Существовало ранее некое ГПХИ «Сузор’е», на котором работала Майя Валерьевна Савицкая. Поскольку «Сузор’е», наряду с двумя другими предприятиями, имело на балансе общежитие по ул. Славинского, 15, то его работники имели возможность вселяться в это общежитие, что и делали. Предприятие распалось, общежитие перешло к другому владельцу, а за сокращенными работниками осталась их жилплощадь. Майя живет там уже более пяти лет. За это время она стала вдовой, вышла замуж во второй раз, родила четверых детей (один из них – инвалид). Изменилось все, кроме жилплощади – семья из шести человек ютится в комнатушке площадью в тринадцать квадратных метров (справка: по закону, на одного человека в общежитии должно приходиться восемь кв. м общей площади). В комнате прописаны только Майя и двое детей, но даже в этом случае они имеют право на 24 квадратных метра. Ютиться семье приходится не потому, что нет свободных комнат, а потому, что не богатая она и с инициативой не густо. И еще потому, что комнаты и блоки начальство распределяет, руководствуясь какой-то особой логикой. Судите сами.
Господин Романович, исполняющий обязанности директора УПП «Белстиль», и комендант общежития в один голос утверждают, что улучшения жилищных условий у этой семьи не предвидится, так как Майя не является работницей УПП, а заселять будут именно работников, причем тех, кто стоит на очереди уже почти десять лет. В то же время я узнаю, что блок № 204 недавно отдан матери двоих детей, которая проработала немногим более... трех месяцев. Хорошо, что у этой семьи сразу появилась крыша над головой. Но как же семья Маий?
И еще случай. Ольга и Оксана прежде работали на уже известном ГПХИ «Сузор’е». Когда предприятие распадалось, директор пригласил молодых и неопытных в кабинет и попросил их написать заявление об увольнении по собственному желанию (задним числом). Девушки поддались на уговоры – они не знали, что комната в общежитии может быть сохранена только за сокращенными, не за уволенными. Бывшие работницы вовремя одумались и подали заявление в прокуратуру, с просьбой аннулировать заявления, сделанные под принуждением. Пока прокуратура рассматривала вопрос, директор просил девушек дело замять, а в награду предлагал «вечную прописку в общежитии». На сей раз, его уговоры не подействовали.
Прошло время, Ольга вышла замуж, родила ребенка. Жить с родителями мужа молодая семья не может – больно маленькая у них жилплощадь. Практически сразу из роддома Ольга приехала в общежитие, с целью поселиться по месту прописки (сначала одна, а потом и с мужем вопрос уладить можно). Но не тут-то было! Ольга прописана в блоке № 204, том самом, который отдали матери двоих детей. В свою комнату она попасть не может, так как нынешняя «хозяйка» не пускает, комендант «настоятельно советует» девушке убираться жить к мужу, а ИО директора «Белстиля», вторя ей, намекает, что есть закон о том, что родившая девушка продолжать жить в общежитии не может. НЕТ такого закона. И НЕ было никогда. Просто Александр Иванович Романович (ИО директора) не знает, как отобрать у теперешней «хозяйки» блока комнату, которую он же ей милостиво дал, и выполнить законные требования Ольги о возвращении ей с ребенком жилплощади. Оксана тоже ожидает ребенка, но, помня о судьбе Ольги, боится расписываться с любимым человеком – вдруг и ее «попросят» переселиться к мужу.
УПП «Белстиль» простаивает, по словам господина Романовича, уже три года. Злополучное общежитие с первого января 2003 года полностью находится на финансировании городского бюджета. Облисполком принял решение: «ООО ПКУП «Гродноместпром», УПП «Белстиль», в установленном порядке передать, а Гродненскому горисполкому принять в коммунальную собственность общежитие по ул. Славинского, 15» (подписано господином Савченко). Передать в установленном порядке – значит передать, сделав капитальный ремонт. По словам ИО директора «Белстиля», бюджетом запланировано выделить на ремонт общежития сумму в 65 миллионов рублей, но этих денег до сих пор никто не видел. Однако, согласно п.1 постановления совета министров РБ № 972 от 28.07.1997, общежития приемке в коммунальную собственность не подлежат. То есть, нынешнему собственнику следует сначала изменить правовой режим здания – сделать его жилым домом.
Судя по всему, вопрос с общежитием по улице Славинского, 15 так и зависнет, а жильцы будут продолжать существовать в антисанитарных условиях. Они (жильцы) готовы сделать самостоятельно хотя бы косметический ремонт, но где гарантия, что завтра их не выселят?
Скорбная в целом картина... Если в дикой природе борьба за выживание выглядит, хоть и жестоко, но вполне естественно, то борьба людей в век технического прогресса за проживание на заплесневелых метрах – убого и безнадежно.
Ольга ЖИЛЯЕВА |
|