№ 311 от 22.01.2004  

Телефонный опрос гродненцев

Так и живем: хлеб жуем...

Традиционный телефонный опрос гродненцев – в нынешнем году первый и затрагивает тему, которая не обходит стороной, пожалуй, ни одного горожанина.

«Какой процент денег из вашего семейного бюджета уходит на оплату коммунальных платежей и в чем ваша семья вынуждена себе отказывать?» – так звучал наш вопрос.

Дополнительно, почти всех респондентов мы спросили – вовремя ли они оплачивают коммунальные услуги.

К этой теме нас подтолкнули ваши звонки на горячую линию, которая, напомню, проводится по четвергам с 16.00 до 19.00 – тел. 721368. Правда, должен признать, что, обсуждая тему опроса на редакционной летучке, у нас были сомнения насчет того, согласятся ли наши респонденты говорить о своем бюджете. Наши опасения были напрасны, поскольку ни один человек не отказался отвечать на этот вопрос. Лишь мужчина извинился, что будет очень краток, поскольку у него гости, они сидят за столом и скоро нужно спешить к поезду.

Из практики проведения телефонных опросов, на мой взгляд, этот был, пожалуй, самым пессиместичным. Потом, получилось так, что отвечали на него в большинстве респонденты женского пола.

Спасибо, дорогие гродненцы, за возможность «живого» общения, за откровенность ответов.

«Сынок, дорогой, не знаю, какие там проценты, но у меня пенсия 125 тысяч, а за коммунальные заплатила 75. Ты уж сам посчитай, сколько там тех процентов», – отвечала нам громким голосом бабушка. Питается самым доступным: картошка, капуста, сырок творожный. «Одежды мне не надо, хоть бы то, что есть, доносить, вот только хотелось бы внукам почаще гостинец купить, да не очень-то удается». В жизни бабушка и пострашнее времена переживала, поэтому никому не жалуется и за квартиру платит всегда в срок, чтобы задолженностей не было.

Расходы на коммунальные платежи, судя по ответам респондентов, самые разные. У некоторых они составляют 15 процентов от бюджета семьи, а кто-то платит и более 60 процентов от доходов. Но есть одна общая составляющая: экономить приходится всем. И каждая семья делает это по-разному. «Мы платим 45 процентов от своего семейного бюджета. Экономим на еде, одежды вообще никакой не покупаем – пенсионеры. Однако муж вынужден подрабатывать, иначе бы ноги протянули. А еще детям помогать нужно», – делилась с нами пожилая женщина. «У нас 60 процентов с мужем уходит на коммунальные расходы», – поведал голос молодой женщины. – Одежды не покупаем, маленький ребенок и стараемся его ни в чем не обделять, ему нужны витамины. Подработать нигде не можем. А вообще, наша жизнь – это ужасно», – подвела итог молодая мама.

Надо отметить, что люди по-разному пытаются, наверное, не только говорить, но и жить. Удивил ответ женщины, которая одна воспитывает двоих детей: «Работаю учителем, 80 тысяч плачу за квартиру, получаю 220. У меня есть дар – готовить из ничего – все. Одевает детей папа. Я шью сама. Вот свежих фруктов детям, конечно, не хватает. Я не люблю, когда мне помогают. А в целом, как говорит мой сын: мы в полной...», – на довольно оптимистической ноте закончила учительница.

За исключением одного респондента, все опрошенные отмечали, что за коммунальные услуги стараются платить в срок, поскольку не хотят, чтобы набегала большая сумма, да еще и пеня. Правда, одна молодая женщина призналась, что не платит за общежитие вовсе, поскольку рассчитывается по кредиту. К тому же, она одна воспитывает ребенка. «Мое финансовое положение в общежитии все знают, поэтому никто ничего не говорит. А я не платила уже год. Если остаются деньги с получки, стараюсь купить что-нибудь вкусненькое ребенку. Телевизор и холодильник есть – все остальное – роскошь. Главное – здоровье. А еще мне было бы приятно, чтобы одинокие мужчины платили государству «холостяцкие», как это было раньше, а эти деньги направляли бы одиноким матерям», – таким предложением она закончила свой рассказ. Уж и не знаю, что ответить от имени одиноких мужчин. Если у кого-то будут интересные мнения – присылайте к нам в редакцию.

Очень многие респонденты с благодарностью вспоминают помощь из деревни от родных и близких. «Если бы не родители на вёсцы, то и мяса на столе не видели бы никогда». Правда, женщина обратила внимание и на то, что «для этого целое лето и осень все выходные ездим в деревню помогать родным, чтобы потом что-то взять оттуда».

Некоторые опрошенные, правда, в редких случаях, пытались не согласиться с высокими коммунальными платежами. Так, мужчина поведал, что у них на это уходит примерно 30 процентов от семейного бюджета, в семье три человека, живут только благодаря помощи из деревни. «Поэтому я считаю, что государство должно устанавливать баланс между доходами семьи и оплатой коммунальных платежей. Иначе мы скоро все не сможем их оплачивать». Надо отметить, что, несмотря на высокие платежи, гродненцы в целом являются самыми аккуратными плательщиками. В прошлом году только девять процентов горожан не вовремя оплачивали коммунальные услуги.

Очень многие наши респонденты склонны считать, что ситуация, в которой они живут, критическая. «Это выживание. Рассчитываем все до копейки», – говорил молодой женский голос в трубку. «Бредовая жизнь, иначе не назовешь», – пояснила еще одна молодая женщина.

Один ответ впечатлил меня больше всего. Говорил мужчина, но голос у него, чувствовалось, взволнованный и дрожащий. Он говорил отрывисто, ему было обидно. Их в семье четверо. За квартиру платят 60 процентов своего семейного бюджета: «Себе во всем отказываем, вот детям нельзя отказать». Тогда я спросил: «А как же вы живете?». Он тихо сказал: «Пока живем и хлеб жуем...».

Удивительным был факт, что никто из респондентов не сказал, что живет в полном достатке. Не думаю, что кто-то из них это скрывал. Наверное, мы просто к таким людям не дозвонились.

Михаил КАРНЕВИЧ