№ 311 от 22.01.2004  

К 60-летию освобождения Беларуси

Имена, восстановленные из небытия

В июне 2003 года «Биржа информации» подняла деликатную тему, связанную с захоронениями немецких солдат на территории нашей страны. Тема эта многогранна и имеет моральные и материальные аспекты. Я хотел бы высказаться по этому поводу, поскольку как профессиональный историк занимаюсь военной археологией и историей. Опыт исследователя и педагога позволили сформировать свое мнение по этой проблеме.

В поиске

Летом 2002 года группа студентов исторического факультета Гродненского государственного университета проводила археологическую разведку на границе Мостовского и Дятловского районов, в районе деревень Великая Воля, Дворок, Лупачи. Работа археологов привлекла внимание местных жителей. Они и показали место, которое, по их мнению, наиболее интересно для изысканий археологов. В работе использовался металлоискатель, и в 30-40 см от поверхности нами были обнаружены останки двух советских солдат. Были найдены предметы вооружения, личные вещи и самое главное – медальоны, которые выдавались каждому солдату Красной Армии и в которых указывались персональные сведения. Благодаря этим медальонам можно установить личность погибшего и адрес родственников.

Необходимо сказать, что, согласно Указу Президента, поиск, проведение раскопочных работ и перезахоронение останков погибших в войнах на территории Беларуси возложены на 52-й специализированный батальон Министерства обороны Республики Беларусь. Самостоятельные раскопки в местах захоронений запрещены и уголовно наказуемы. Поэтому, как только во время раскопок мы встретили костные останки, работы были прекращены. Информация о нашей находке была сообщена в областной военкомат, туда же были переданы и медальоны. Несмотря на то, что заполнены они были еще в 1941 году, удалось прочитать фамилии их владельцев. К сожалению, в одном из медальонов была указана только фамилия «Ткаченко Александр Павлович», а вот второй, хоть и был заполненным полностью, читался с трудом, поэтому эксперты прочитали фамилию неправильно. Зато хорошо читалось место рождения – деревня Андреевская Вологодской области.

Оправдание надежд

Мы связались с руководителем поисковой группы из Минска Александром Дударенком, и он сообщил о находке поисковикам с Вологодчины. Корреспондент районной газеты из Вытегорска Г.Монина провела журналистское расследование и установила, что в июне 1941 года на переправе через Щару погиб Николай Елесичев, который был призван в Красную Армию в 1939 году и служил в Западной Беларуси. Вестей о нем не было с начала войны. Журналистке удалось найти сестер погибшего солдата. А в августе 2003 года подразделение 52 -го батальона провело раскопки на месте найденных нами предметов, и 3 октября состоялось перезахоронение останков Н.Елесичева, А.Ткаченко и еще 47 неизвестных гражданских лиц, погибших во время войны. Церемония перезахоронения состоялась на кладбище в д. Черлена, где стоит обелиск советским воинам, погибшим на Мостовщине. Список без вести пропавших солдат последней войны сократился еще на две фамилии. Родственники Н.Елесичева, присутствовавшие на перезахоронении, говорили, что они все время жили надеждой, что придет в их дом весточка о дорогом человеке. Надеялись на чудо. И оно свершилось. Однополчане нашли свое последнее пристанище в соответствии с христианской традицией.

По законам цивилизации

Я согласен с гродненским краеведом Ираидой Ефимовной Макеевой, что сначала нужно своих солдат похоронить. Еще не один десяток лежит их в местах боев. Я прекрасно понимаю и чувства ветеранов, когда они говорят «никаких памятников захватчикам». Но никто и ничто не мешает нам всем участвовать в благородном деле поиска погибших советских солдат и восстановления истории тех событий. Александр Дударенок, про которого я уже упоминал, более десяти лет занимается сбором сведений о погибших, проводит раскопочные работы совместно со специализированным батальоном. И делает все это в свободное от основной работы время и за свои средства. На его счету более 500 найденных останков советских солдат, в основном на территории нашей области. И монументов немецким солдатам никто не предлагает ставить. Речь идет об обозначении мест захоронений. Рано или поздно все равно придется это делать. Потому что Беларусь – страна европейская и следующим поколениям жить по цивилизованным правилам и законам.

В нашем стремлении к становлению цивилизованного европейского государства трудно налаживать доверительные отношения с новыми поколениями, ни в чем и ни перед кем не повинными, отказывая им в праве поклониться праху своих предков, волею судеб втянутых в круговерть страшной войны и ставших ее жертвами. Межправительственное соглашение 1996 года между Федеративной Республикой Германия и Республикой Беларусь по уходу за военными могилами достаточно взвешенное и не несет нашей стране ни морального, ни материального ущерба. Суть соглашения сводится к тому, чтобы предоставить погибшим в войне солдатам с обеих сторон достойное последнее пристанище, обеспечить сохранность могил и должный уход за ними и в соответствии с положениями международного гуманитарного права. Все расходы, связанные с захоронениями, перезахоронениями, содержанием кладбищ своих воинов, немецкая сторона берет на себя.

Поминовение погибших – священный христианский долг, его выполнение ведет к примирению и добрососедству народов. Места захоронений советских и немецких солдат должны быть напоминанием живым о прошлом и заставлять задуматься о последствиях войны и насилия.

Сергей ПИВОВАРЧИК, доцент кафедры археологии и этнологии ГрГУ