№ 312 от 29.01.2004  

Неугодные...

Судя по звонкам и письмам читателей, на Гродненщине усилилась тенденция к увольнению или сокращению работников, тем либо иным образом не нравящихся своему непосредственному руководству. Примерами подобного являются два нижеописанных случая.

Подрывник профсоюза

Когда-то, толкаясь среди Ленинградского андерграунда гродненец Ян Роман писал на заказ стихи для Бутусова по 50 рублей за штуку. Он и в настоящее время достаточно известный человек в гродненских окололитературных кругах. Друзья и знакомые ценят его за «искренность, ум, порядочность и справедливость».

Судьба сложилась так, что пришлось познать Яну труд рабочего Гродненского завода автоагрегатов. И участь сия его вполне устраивала. Но, к сожалению, был он уволен оттуда за систематическое невыполнение своих рабочих обязательств, в частности, за содержание своего рабочего места в ненадлежащем состоянии. Однако, по словам самого Романа, «причиной увольнения стала моя гражданская позиция, а так как администрация предприятия ничего существенного найти не смогла, то мне вначале беспричинно вынесли нелепое предупреждение, затем выговор, а потом и вовсе уволили». Непонимание с руководством завода у Яна началось и получило развитие из-за его профсоюзной деятельности. Стремясь защитить права свои и своих коллег, Роман изначально не вызывал восторга у своих работодателей. Настоящий же конфликт возник в связи с несогласием рабочего с действиями и методами по переводу членов профсоюза АСМ в профсоюз промышленности.

Более того, он не просто считал происходящее на заводе неправильным, но и совершал «проступки», идущие вразрез с мнением чиновников. Например, приносил на завод газету «Рабочая солидарность». А еще, мол, листовки распространял.

Однако факты эти, если и были на самом деле, то доказательств не получили. «11 и 12 сентября прошлого года я иду на работу, меня задерживает охрана и сообщает, что поступила информация, будто я пытаюсь пронести на завод запрещенную литературу. В результате я оказался в участке милиции, меня обыскали, но ничего не нашли. Вскоре усилилось давление со стороны администрации цеха – и я оказался безработным», — рассказывает Роман и вновь сокрушается по поводу того, что профсоюзный вопрос перевели в политическую плоскость. Он считает, профсоюз промышленности – структура искусственно созданная Козиком (председатель федерации профсоюзов) с целью уменьшить влияние Бухвостова (тогда – бывший председатель независимого профсоюза автомобильной промышленности).

Людям же, состоящим в том или ином профсоюзе (большая часть которых до сих пор не знает, членами какого профсоюза является), все эти страсти совершенно безразличны. Роман говорит, что рабочих завода гораздо более волнует их полное бесправие и вседозволенность и безнаказанность администрации. Он считает, что под прикрытием борьбы с независимыми профсоюзами руководству предприятий, подобных заводу автоагрегатов, открыто большое поле деятельности, в том плане, что имеют место чисто экономические нарушения. И приводит пример – факт замены на заводе краски: обычно закупалась польская, по цене примерно 10 долларов за литр, но три недели использовалась российская, дешевле на 7 долларов. Цена же выпущенной продукции не менялась. Кто имел от этого доход, рабочих в известность не поставили, даже несмотря на то, что о происходящем стало известно ОБЭП.

Вот и получается, что Ян Роман остался без работы за то, что «правду искал». В настоящее время профсоюзный активист судится со своим бывшим руководством. Пока безрезультатно. Но Роман уверен, что уж если не наш Верховный суд, то Страссбургский точно все расставит на свои места.

Неправильный депутат

11-летняя Настенька была сильно удивлена, когда папу сократили с работы. Не раз слышала от людей, что специалист он хороший, да и вообще – «самый лучший папа». Девочка огорчена, ее мама, работающая бухгалтером и получающая около 100 тыс. руб. в месяц, – тоже.

Но больше всех расстроен сам Александр Пудовкин, еще недавно специалист первой категории районного отдела по землеустройству, депутат Лунненского сельского Совета и Мостовского районного Совета депутатов. Да, его сократили под официальным предлогом реорганизации данного учреждения с дальнейшим сокращением должностей и переводом структуры под непосредственное руководство Управления по земельным ресурсам. Бумажку о том, что они подлежат сокращению, подписал как Александр, так и все его коллеги. Но на данный момент, по словам Пудовкина, всех «уволенных по сокращению» восстановили в аналогичных должностях. За исключением парня, не имеющего специального образования, и ... самого депутата. Хотя последний имеет высшее агрономическое образование, проработал «на земле» больше 9 лет, зарекомендовав себя с лучшей стороны.

По всем параметрам Александр имел шансы вернуться в штат в первую очередь. Однако все получилось наоборот. Пудовкин считает, что виной тому послужили его гражданская позиция, политические взгляды и деятельность в качестве депутата.

На самом деле местные власти невзлюбили его еще задолго до выбора в депутаты: уж слишком нравился молодой специалист народу. И не просто за красивые глаза, а за деяния в пользу его. Тем самым нанося моральный (а иногда и материальный) ущерб «местным царькам», показывая людям их безразличие ко всему, кроме чиновничьего места и приличного оклада.

Местные жители шли к Пудовкину с самыми различными проблемами – от газификации улицы до мозоли на пятке. И никогда не слышали отказа. Поэтому и победил Александр на выборах своего оппонента, председателя хозяйства Ловчинского, имеющего неограниченную власть и всевозможную поддержку сильных мира сего. Став депутатом, Пудовкин заимел больше возможностей помогать людям, чем и пользовался с лихвой. Вот и допрыгался. Государство, конечно, без поддержки его не оставило: в центр занятости с выплатой пособия определило. Мол, не дадим пока пропасть с голоду...

Сам же Александр надеется, что вступит в свою прежнюю должность в скором времени. Потому что все, связанное с его сокращением, не имеет права быть в демократическом обществе. Кстати, о демократии. Александр рассказал, что его бывший непосредственный руководитель Сергей Радюк даже не отрицал, что именно районная вертикаль заинтересована в отстранении от должности слишком «ретивого» депутата.

Даже издание партии, к которой принадлежит Пудовкин (газету «Товарищ»), с его напечатанной статьей, показал. А там было написано несколько нелицеприятных, на взгляд председателя Мостовского райисполкома Владимира Куделько, слов в адрес районной вертикали по поводу предполагающегося перепрофилирования и закрытия Лунненского стационара.

«Эта самая больница, которую мы со своими избирателями все-таки отстояли, и переполнила чашу терпения местных чиновников. Но если они считают, что, потеряв работу, я буду менее серьезно относиться к своим депутатским обязанностям, то глубоко ошибаются», – с уверенностью в голосе говорит народный избранник Пудовкин.

Станислава КАЗИМИРЧИК