№ 312 от 29.01.2004 | |
«А» и «В» сидели на трубе... <<>> Как оценить актуальность проблемы? Спросить о ней! Многолетний опыт проведения телефонных опросов гродненцев убедил нас в том, что «глас народа» – вернейшее средство не попасть впросак. Бывает, что проблема, кажущаяся такой животрепещущей журналистам и политикам, на поверку яйца выеденного не стоит.
Свои вопросы мы сформулировали так:
1. Беспокоит ли вас проблема, возникшая в связи с поставками в Беларусь российского газа?
2. Как вы думаете, каким образом она будет решаться:
– политическими методами (договоренности президентов);
– экономическим путем (договоры газовых компаний)?
Ответы людей в значительной степени помогли автору, то бишь мне, расставить акценты в нужном порядке.
Сперва маленькая предыстория. 1-го января, когда Республика Беларусь отходила от новогодней ночи и дружно включала газовые горелки, дабы подогреть недоеденное накануне, крупнейший поставщик энергоресурса в нашу страну «Газпром» прекратил поставки. Но горелки горели, все подогревалось, жарилось и парилось. Ничего неприятного для себя не заметил потребитель ни неделю спустя, ни две. И только когда две независимые российские компании «Итера» и «Транснафта» заявили о прекращении поставок газа с 24-го января в 00.00 – страна узнала, что может перейти на печное отопление. Впрочем, утрирую. «Прекратить поставки газа» технологически невозможно, потому что труба, которая начинается на Ямале, а заканчивается в Европе, проходит через Беларусь.
Когда трое спят под одним одеялом, лучше всех себя чувствует тот, кто посредине. Это – мы. Красть нехорошо, но можно сформулировать иначе: одолжить. С 1-го января мы уже одолжили у «Газпрома» энное количество российских природных ресурсов. Независимые газовые компании России сами решили одалживать нам газ до сегодняшнего дня – 29 января. Далее взаимоотношения с Беларусью будут строиться на экономических обоснованиях.
Как видно из опроса гродненцев, 10 процентов горожан не видят проблемы в происходящем. Возможно, они правы (см. предыдущий абзац). Но всех остальных этот вопрос волнует. Причем, с двух позиций.
Первая позиция – «мещанская», как сказали бы в советские времена. Граждан беспокоит, не повысятся ли резко цены на коммунальные услуги? «У меня пенсия 112 тысяч, сколько еще можно из меня выкачать?», «Я инвалид 2-й группы, да еще дочь с двумя детьми на руках. Страшно подумать, если повысят цены...», «Как это отразится на простых людях?»
Но по логике цены на коммунальные услуги возрасти не могут. И вот почему. Близкий к переговорам российский чиновник пояснял интернет-»Газете»: «Белтрансгаз» получал газ по 29 долларов, а для конечных потребителей в Беларуси (в том числе и для нас с вами – прим. авт.) газ продавался в два-три раза дороже. Разница пополняла президентские спецфонды и позволяла давать субсидии предприятиям».
Сегодня «Газпром» требует за свой продукт 46 долларов вместо 29.Значит, «ножницы» в сумме 17 долларов с каждой тысячи кубометров погашались ПОТРЕБИТЕЛЕМ на НЕИЗВЕСТНО КАКИЕ нужды. Если рассчитываться за поставляемый газ по рыночным ценам, «ножниц» не останется, и фонды президента Лукашенко (даже пользуемые на самые благие цели – поддержку нерентабельных и убыточных производств) исчезнут.
И с убыточными и нерентабельными производствами придется что-то делать. Что? Прежде всего признать их банкротство, подписаться под своей экономической несостоятельностью, и продать. Возможно, за бесценок, и, возможно, той же России. Получается, что «мы», дорогие граждане, уже давно живем по рыночным законам. А наш президент – по своим, социалистическим. Не станет же он в самом деле продавать собственному электорату газ по цене, превышающей цену рынка. Накануне парламентских выборов. В преддверии выборов президентских... Это не то что не мудро, это неприлично как-то.
Вторая позиция – «гражданская». И волнение граждан основано на том, как «газовая атака» отразится на взаимоотношениях двух братских народов. Респондентов с такой романтической позицией было, конечно, меньше, чем прагматиков, но они были. «В первую очередь меня волнует эта проблема, как проблема отношения двух народов...», «С ценой я справлюсь, но что же будет с союзом?», «Мне кажется, что это первая серьезная трещина во взаимоотношениях двух стран...» И далее – предположение, высказанное абсолютным большинством – «Это проблема политическая, а не экономическая, президенты договорятся...»
Нам, существующим вне закона, проживающим в пространстве декретов и указов, наследникам совдепа, свидетелям того, как все может быть решено «верхними» людьми за нас и без нашего участия к этому не привыкать. Приедет барин, барин нас рассудит... Не ожидала, но так все и произошло. Права была та часть респондентов, которая говорила: «Президенты договорятся!». В.Путин, вопреки российскому законодательству, призвал свое правительство... нарушить закон. «Путин поставил чиновников в тяжелое положение. Бюджет РФ на этот год устанавливает лимит госкредитов иностранным государствам в 20,0062 млрд руб. Однако их предоставление возможно лишь «при условии исполнения указанными государствами... обязательств по погашению основной суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам», сообщает сайт «Деловой недели».
Итак, проблема поставок газа из России в Беларусь будет решена за счет... России. Конечно, будут кредиты (уж лучше кредиты, чем прямое воровство). Конечно, не остановятся наши предприятия, особенно такие, как «Азот» (они как раз и кормятся с основной «трубы»). Конечно, мы будем печь пироги в духовке. А жители близлежащих районов, которые вообще смотрят только два пропагандистских канала – БТ и ЛАД – и вовсе не узнают, о январской газовой «войне».
Веселенькая детская прибаутка про буквы «А и В» заканчивается довольно плачевно для обеих. Кто-то упал, кто-то пропал. Но в этих буквах – кроется разгадка большой и очень политической игры. «В» в России через пару месяцев метит на второй президентский срок, и не может, даже поправ законы, упустить этот шанс. А добрые отношения с Беларусью для большинства россиян – до сих пор беспроигрышная карта. «А» – на пороге выборов нового парламента, и придти туда с поздравлениями и «побитым лицом» явно не желательно. Труба – выгодная игрушка в руках политиков.
P.S. Любопытно, что две трети респондентов наших опросов – женщины. Мужчины подходят к телефону реже, возможно, они намного дольше работают... Но еще реже к телефонам подходят подростки – наше будущее, для которого мы обустраиваем страну. Так было и в «газовом» опросе: только один тинэйджер 15-ти лет от роду. Знаете, что он мне ответил? Газовая проблема его не волнует, у него дома электроплита! Это раз. В этой стране он доучится, получит высшее техническое образование. Это два. А потом он эту страну оставит навсегда. Это три. «Родина?»– спросил мальчик, помолчал и добавил, – «Я подумаю». Пока они, наши дети, все не надумали «туда», у нас есть небольшой временной лимит...
Елена РАВБЕЦКАЯ
|
|