№ 315 от 19.02.2004  

Ко Дню защитника Отечества

Армия – это не романтика, а труд, труд и труд...

<<risЧерез пару дней страна будет отмечать День защитника Отечества. Традиционно принято считать этот праздник мужским. Начиная со школьной скамьи, 23-го февраля девочки поздравляют мальчиков. В трудовых коллективах девушки и женщины поздравляют мужчин. Так складывалось годами. Однако в последнее время этот праздник все более отчетливо обретает женские черты: девочки занимаются в кадетских классах; в военную академию огромный конкурс среди вчерашних выпускниц; не редкость – женщина в штабе, на полигоне, за пультом управления на боевом дежурстве. Хорошо это или плохо? Трудно сказать, но такова реальность – женщины тоже защищают наше Отечество. И поэтому героем предпраздничного материала «БИ» выбрала женщину, связавшую свою жизнь с армией.

Ядвига Антоновна Зубкова – на воинской службе с 22 июня 1981 года, прапорщик, связист, служит в ракетно-зенитной бригаде, которая дислоцируется в Гродно. Поступала служить еще в Советскую армию, но принимала присягу и в Белорусских войсках.

С Ядвигой Антоновной легко общаться – она искренне отвечает на вопросы. При этом по-женски часто улыбается, но по-военному уверенно держится. Ее военная карьера началась в довольно зрелом возрасте, после окончания торгового училища и нескольких лет работы продавцом. Правда, в детстве ее привлекала военная форма, почему-то всегда читала газету «Красная звезда». Ядвига выросла в Беловежской пуще, в Свислочском районе, потомственных военных в семье не было. В 1981 году в армию пошла служить подруга, с которой вместе жили в общежитии. Потом приходила и рассказывала, как и что... Будто задела за живое.

– Мама была просто в шоке от неожиданности. Надеялась, что у меня это ненадолго – немножко поиграю и вернусь к нормальной жизни. Девчонки, которые жили в общежитии, восприняли мой выбор нормально, без особого удивления. А вот парень, с которым я тогда встречалась, заявил: или я, или армия. Я выбрала армию, и судьба нас больше не сводила. Кстати, тогда еще очень многие смотрели на девушек, которые идут служить в армию, с подозрением.

К строевой и физической подготовке выросшая в пуще девчонка привыкла быстро и легко. Более того, быстро втянулась в дисциплину, и показалось, что жизни на гражданке как будто и не было. В самом начале огромную роль сыграли люди, которые оказались рядом. Вряд ли когда-нибудь забудет Ядвига подполковника Обихода Николая Федоровича, Татьяну Анатольевну Черномырдину, Михаила Сергеевича Гончаренко, Нину Емельяновну Зелееву; она для них была, как дочь.

Но военная среда – это еще и другое: вокруг мужчины, офицеры..., и ты хоть и носишь погоны, но внимание привлекаешь, прежде всего, тем, что ты женщина...

– А тут уж как вы себя поставите по отношению к другим, так они и будут к вам относиться. Мне помогло мое воспитание, полученное в родном доме. Мои коллеги очень быстро и хорошо поняли, что работа – есть работа.

Но как бы там ни было, наша героиня не превратилась в «солдафона», она была молодой, красивой девушкой, впечатлительной и слегка наивной. Встретился ей молодой высокий, симпатичный офицер, которого полюбила и вышла замуж. И опять пришлось делать выбор: ей предлагали службу в ГСВГ, в бывшей ГДР, а будущему супругу дали распределение – на Камчатку. Выбрала мужа и Камчатку. Там прожили 9 лет. Эти годы Ядвига Антоновна вспоминает с удовольствием, поскольку было интересно, жили дружно, имели хороших соседей и сослуживцев, служили честно и были молоды. Вместе растили сына. Через девять лет, когда вернулась в Гродно, сына уже пришлось воспитывать самой, с мужем расстались. Это было непростое время. Особенно, когда приходилось уезжать на учения, а сын болел – звонила с полигона соседям, просила, чтобы присмотрели.

– Меня никто не спрашивал, – здоров мой сын или нет. Приказ есть приказ. Мама моя была далеко, не могла наездиться. Но я хорошо знала, что свою судьбу выбирала сама.

Благо, соседские семьи – тоже военные, поэтому находила понимание. Теперь сын служит в этой же воинской части, хочет стать офицером.

Мне, например, всегда казалось, что самое трудное в армии – научиться подчиняться и отдавать приказы. А вот Ядвига Антоновна на сей счет имеет свое мнение.

– Помню, как некоторые ребята, которые служили срочную службу, просто в штыки воспринимали мои приказания. Они никак не могли смириться с тем, что женщина отдает приказы. Я же, в свою очередь, делала вид, что не замечаю «сопротивления», и уходила. Правда, потом они не только выполняли приказы, но в трудные минуты спешили ко мне за советом. Служба есть служба, и здесь по головке нельзя гладить.

Чем дольше мы разговариваем, тем больше я понимаю, что моя собеседница прошла непростую школу жизни. Более двадцати лет ежедневно на службу, вместе с мужчинами выезжать по тревоге, сдавать спортивные нормативы, задерживаться по несколько суток на дежурстве, растить ребенка... На мой вопрос, что, мол, в нашем обществе существует стереотип, что профессия военного совсем не женская, Ядвига Антоновна спокойно улыбается:

– Может быть, не каждую должность в армии может занимать женщина... Но ведь не зря сказал поэт о славянской женщине: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет... Из личного опыта вижу, что хорошо, когда в солдатском коллективе есть женщины. Это создает не только другую атмосферу, это придает какую-то завершенность.

– Вы считаете, ваша военная карьера сложилась?

– Думаю, да. Я занималась в жизни тем, что мне нравится.

– А женская судьба...

– Хотелось бы иметь в жизни кого-то верного, опору. Надеюсь, что таким человеком станет сын. Впрочем, если быть искренней, то я заметила одну закономерность в женской судьбе: если девушка начинает военную карьеру, то, как правило, она недополучает чего-то «женского». Я видела это не только на своем примере...

– А как же мужчины, которые служат...

– Если жена понимает его службу, то у него, как правило, проблем не возникает.

– Чем вы интересуетесь, что вас привлекает?

– К сожалению, на увлечения остается мало времени. Единственное, что всегда стараюсь сделать, когда появляется время – поехать в пущу, на родину – без нее не могу – хочется надышаться тем воздухом, чтобы набраться сил. А вообще, я домоседка. Мне нравится вязать, заниматься чем-то сугубо домашним. С подругами чаще общаюсь по телефону. Хотелось бы, конечно, посмотреть мир... Я почему-то мечтаю об Англии.

– Ядвига Антоновна, а как вы оцениваете боеспособность наших белорусских войск? Мнений на этот счет существует много, и разных.

– Могу сказать однозначно: очень боеспособная армия.

– Помните, в классическом фильме: работа военного – родину защищать...

– И фильм помню, и фразу эту поддерживаю полностью. Это касается и женщин, которые избирают эту профессию. Самое главное, чтобы женщина, которая надевает военную форму, заранее точно знала, что такое армия: дисциплина, порядок, умение подчиняться и правильно отдавать приказ...

– Ядвига Антоновна, вам часто доводилось влюбляться?

– (Смеется) Для меня слово «любовь» – это что-то очень серьезное. Критерия физической красоты не существует. Мне надо очень долго общаться с человеком, чтобы родились какие-то чувства.

– Что бы вы могли посоветовать, как опытный военный, сегодняшним девчонкам, которые спешат сменить свои школьные платьица на погоны курсанта?

– Прежде всего, они должны понимать, что армия – это не романтика. Это труд, труд и труд... Трудиться придется и морально, и физически. И от многих вещей в жизни придется отказаться.

– А когда министр обороны откажется от ваших услуг – чем займетесь на гражданке?

– Не знаю пока. Обязательно буду искать работу, просто так сидеть не смогу.

– И последнее: у вас есть мечта, по-настоящему большая...

– Вначале поделюсь маленькой, она существует, наверное, у каждого военного – иметь свой дом. Что касается большой мечты – она, как у каждой женщины: быть счастливой.

Михаил КАРНЕВИЧ

Редакция «БИ» поздравляет всех защитников нашего Отечества, независимо от пола, с наступающим праздником. Будьте здоровы и счастливы!