№ 316 от 26.02.2004  

Яблоки на снегу, или История одного таможенного досмотра, который длился пять дней

<<risОчень красивая девушка, индивидуальный предприниматель Виктория Дуло считает, что она не нравится сотрудникам таможенного переходного пункта «Брузги». Точнее, не она сама, а ее фамилия. Глупо, не правда ли? Тем не менее, похоже, что это и на самом деле так. Все бы ничего, но подобная неприязнь доставляет Виктории значительные материальные потери и постоянную нервотрепку. А, впрочем, судите сами.

Виктория и «товарищ инспектор»

Фура, загруженная 1600 коробами яблок, направлялась через таможенный переход «Брузги» из Польши на территорию нашей республики, но была задержана белорусскими таможенниками. Машину могли бы не задерживать вовсе, но таможенному инспектору, который отказался представиться и попросил называть его просто «товарищ инспектор», показалось «на глаз», что вес перевозимых яблок превышает указанный в документе на 500 килограммов. Инспектор снял 60 коробов, взвесил их и убедился, что и вправду вес товара превышает указанный в документе. «Лишний товар» (42 коробки) был изъят в доход государства и помещен в качестве конфиската в теплое помещение. Согласись Виктория с подобными действиями, вероятно, конфликта на этот раз удалось бы избежать. Но она решила отстаивать свои права, потому что сил терпеть больше не было. По ее словам, уже три месяца сотрудники таможни безосновательно придираются к машинам индивидуального предпринимателя Дуло. Из трех-четырех машин с ее товаром, еженедельно пересекающих границу, досмотру подлежат две-три. Несмотря на то, что после изматывающих процедур «выявления» никогда никаких нарушений с ее стороны не отмечалось. Как оказалось позже, причиной подобного отношения является то, что фамилия Виктории была «засвечена» в протоколе от 2 декабря 2003 года. Тогда на таможню были предоставлены недостоверные сведения относительно ее товара. Виктория говорит:

– Но в том случае я, как раз-то являлась пострадавшей, чего никто не отрицает. Я в тот раз заказывала и ожидала капусту, но поляк почему-то положил яблоко. Тот случай не дает оснований относиться ко мне предвзято в дальнейшем. «Товарищ инспектор» считает, что именно он действовал в нынешней ситуации верно: «у меня появились сомнения, и я изъял лишний товар, для этого и существует таможенный контроль».

Виктория в этом с ним полностью согласна. Но правильность досмотра отрицает:

– Они загнали машину на весы, посмотрели. Им показалось, что вес несколько больше, чем заявленный в документах. Согласна, что таможенный инспектор имеет право загнать машину в место таможенного досмотра, где есть склад с нормальной температурой. Это их право, и я не собираюсь с этим спорить. Инспектор пригоняет машину на межрайбазу и начинает ее досмотр, потому что только так можно доказать, есть там что-то лишнее или нет...

Долгий досмотр

Вика и сама хотела посредством полного досмотра доказать свою правоту. Однако условия проведения досмотра ее просто убивают. «В пятницу коробки с яблоками разгружали прямо на снег, при температуре воздуха 20 градусов мороза. В понедельник, к счастью, потеплело, иначе товар был бы полностью испорчен. А так он оказался испорчен частично (вот радость-то! – прим. ред.). Потом таможня предоставила пьяных грузчиков, которые были не в состоянии работать. Мне пришлось нанимать своих. А разгрузка и выгрузка машины стоит 50 долларов. Из-за того, что «благодаря» работе таможни досмотр продолжался с четверга по понедельник, я понесла значительные потери на грузчике, водителе. Не говоря уже о скоропортящемся товаре, и о собственных истрепанных нервах».

Все свои претензии девушка высказывала прямо в лицо «товарищу инспектору». Наболело. Но он объяснял, что «не отвечает за пьянство грузчиков, и не заказывает погоду».

Водитель-перевозчик Владимир Бачило, нанятый Викторией для перевозки своего товара, рассказывает: «В четверг, в половине третьего дня, я был на белорусской таможне. Но в ту смену мною никто не занимался, хотя очереди не было. Могли ли меня пропустить? Конечно. Но почему-то начали посылать то к одному, то к другому, то к третьему, потом и вовсе отложили документы на досмотр и сказали, что мною займется другая смена. Инспектор, который заступил на смену в 20 часов, начал досматривать меня только после полуночи. В результате волокита продлилась до конца рабочего дня понедельника. Все выходные я без толку провел в машине, полуголодный и замерзший. Такого не должно быть. А теперь я требую с девушки, которая меня заказала на поездку, возмещения ущерба за простой. Она же говорит, что здесь нет ее вины».

Кстати, принять участие в выяснении отношений с таможней на рампе межрайбазы подошли еще несколько водителей и предпринимателей. Им всем приходится сталкиваться с подобной проблемой. Суть их обид сводилась к следующему: «В очень многих случаях таможня субъективно относится к субъектам хозяйствования. Готовы неделями мучить людей и не нести за это никакой ответственности. Предприниматели же теряют в результате действий таможенных структур большие деньги. А то, что человек будет жаловаться и бегать по судам, ни к чему не приведет. С какими нервами и ужасами проходят таможенные досмотры, доказать просто невозможно», – и т.п.

Выше описанная ситуация скорее правило, чем исключение, а посему должна почаще выноситься на суд общественности. Так считают все действующие лица этой истории, возможно, лишь за исключением «товарища инспектора» (Витут А.С.), который, согласно протоколу, на этот раз все-таки обнаружил лишние 250 кг яблок и изъял их в доход государства. Несмотря на то, что взвешивание проводилось на несертифицированных весах, Виктория согласилась. Может, потому, что первый порыв улегся – и на смену ему пришла мысль о бесполезности борьбы «в неравных условиях».

Жертвы обстоятельств

В Хозяйственном праве существует такое понятие, как недополученная или потерянная прибыль. К сожалению, белорусский предприниматель средней (или мелкой) руки зачастую приносит себя в жертву обстоятельствам, даже не пытаясь обращаться в суд. Таким образом, белорусский бизнес (я не говорю о крупных компаниях) целенаправленно пилит тот самый сук, на котором сидит. Сегодня жалко нервов, завтра времени, вчера просто некогда было... Оглянитесь вокруг, и вы не досчитаетесь десятков и сотен людей, которые еще недавно исправно торговали, работали и платили налоги. Надо уметь не только и не столько «терпеть» (глупое это занятие, доложу я вам), сколько защищаться. Причем, самым активным образом. И поддерживать «всем миром» тех, кто пытается это сделать.

Светлана КУХАРЕВА