№ 317 от 4.03.2004  

Подайте, власти добрые, на строительство храма...

<<risНевероятных усилий стоило части волковысских католиков отстоять у городской власти издавна принадлежащий им храм. Теперь на том месте идет строительство прихожанами нового современного костела. Сугубо своими силами и на свои средства. С просьбой о помощи они обращались ко всем представителям власти: начиная от председателя горисполкома и заканчивая президентом РБ. Увы, безрезультатно. Около трех тысяч прихожан обижены. Они недоумевают, почему, если у нас нет межконфессиональных различий, на строительство церквей государство обращает внимание, а на строительство костела нет? Католики работают также, как и православные, и налоги платят одинаковые и в одну казну.

Склад, хранилище?.. Костел!

Здание костела, о котором идет речь, было построено в 1926 году по инициативе декана Болеслава Сперски как временная часовня для молений с последующим превращением ее в католический храм. Об этом, кстати, стало известно только в конце прошлого года, когда во время строительства была найдена свинцовая капсула со стеклянным сосудом внутри. В нем-то и находился соответствующий документ на польском и латинском языках. Однако пожилые люди знали об этом и раньше – в памяти многих сохранились те времена, когда именно сюда они ходили молиться, здесь венчались, отсюда провожали в последний путь усопших. «Нам больно было видеть, когда после войны Советы сделали из святого для нас места склад минеральных удобрений, потом льнохранилище, а еще позже – для разрешения жилищной проблемы – превратили наш костел в 8-квартирный жилой дом», – рассказывают они. И добавляют, что никогда не теряли надежды вновь войти сюда для общения с Богом. Поэтому в 1993 году, когда борьба с «опиумом для народа» пошла на убыль, силами католиков возле жилого дома был установлен крест, к которому и собирались на молитву прихожане несуществующего прихода.

А несколько позже начали обращаться в исполком с просьбой вернуть принадлежащее им изначально. Возможно, местную власть «достали» надоедливые ходоки, а возможно, и на самом деле признали чиновники правоту просящих, только спустя несколько лет, когда в одной из квартир старого костела умерла старушка, власти отдали освободившуюся площадь католикам. Долгое время верующие молились там, не теряя надежды сполна получить свое...

Примерно к началу нового века их мечта сбылась – весь дом-костел перешел в распоряжение верующих. В каком состоянии находилась «милостиво возвращенная» недвижимость говорить излишне. Однако радость прихожан вновь обретенного храма подобные мелочи не омрачили. Правда, как теперь сами признаются, все-таки рассчитывали на, пусть даже небольшую, помощь государства в возрождении им же испорченного имущества. В это время епископ предложил занять место священника во вновь открывшемся храме, названному в честь св. Станислава Костки, ксендзу Анджею Бородичу.

Молодое братство в старом приходе

Ксендз Анджей родился в Гродно. Предложение возглавить такой «сложный» приход вызвало в молодом священнике искренний энтузиазм. Он посчитал, что предстоящие трудности еще больше укрепят его в вере и, главное, сблизят с новыми прихожанами. В Волковыске он появился в середине октября, без жилья, имея полуразрушенный с неисправным отоплением «офис» и небольшое число прихожан, в основном преклонного возраста. А впереди – зима, морозы... «Декан Антоний предложил мне поселиться у него, но я отказался... Далеко от моих прихожан. И потом, ожидаемое строительство нового храма требовало моего постоянного присутствия», – вспоминает 2000-й год ксендз Анджей. Поселился он в этом самом костеле, в небольшой комнатке, которую отапливал калорифером. Потом печник бесплатно отремонтировал пришедшую в негодность печь. Женщины-прихожанки приносили горячую еду. А вскоре приехал младший брат Анджея Олег, чтобы морально поддержать старшего. Это было просто замечательно, потому что Олег – дипломированный специалист– строитель. Старушки-католички страшно обрадовались, что понравившийся им духовный наставник «не один борется с трудностями, а с родной душой» и событие это приписывают матери братьев, которая послала одного сына на подмогу другому...

Власти отказали в помощи в очередной раз. И тогда верующие активистки начали собирать средства на строительство храма. До 2002 года на приходские деньги с небольшим вкладом соседней Польши было закуплено 150 тысяч штук кирпича, 200 кубов блоков, доски.

Подрядчики – божьи одуванчики

Подумав и посовещавшись, решили строить на месте прежнего совершенно новый современный костел. По примеру других стран здесь даже планируется наличие кафе, где прихожане смогут за чашечкой кофе или чая поделиться друг с другом своими насущными проблемами, пообщаться в непринужденной обстановке со своим духовником. Будет современно оборудованный класс для занятий религией и прочие сооружения, отличающие современный храм. Будет... Вопрос только, когда?

Настоящее строительство началось в 2002 году, 13 августа. «Я пригласил всех прихожан, и мы вручную начали копать котлован под фундамент. Пришло более 60-ти человек, помолились, взяли в руки лопаты. К концу дня работа была завершена полностью. Причем, работали в основном инвалиды и пенсионеры: вот что значит Бог помогает», – рассказывает ксендз Анджей. Прихожане плакали от радости, обнимались, целовались. Первый этап работы – 540 кубов бетона залили за полтора месяца. В прошедшем году завершили второй этап – залили железобетонный пояс и сделали перекрытие над приходским домом. Для всех работ за это время было привлечено только шесть частных строителей-специалистов.

Вот случай из «строительной практики». Идет бабушка-божий одуванчик, на палочку опирается. «Ты куда идешь?», – спрашивает священник. «Костел буду строить», – отвечает. И главное – строила. Не пропустив практически ни одного дня. К сожалению, молодые принимают участие в строительстве во сто крат меньшее.

В настоящее время новое здание костела готово только на 20%. Ксендз рассчитывает, что за предстоящее лето в лучшем случае работы доведут до половины. Естественно, все упирается в средства. «Сегодня я был у Савельева (председатель райисполкома – прим С.К.). Просил помощи – деньгами или стройматериалами...», – говорит ксендз Анджей. Мэр города, как обычно, пообещал...

Сам ксендз в данное время снимает квартиру. Около 100 детей-католиков занимаются Словом божьим в не обустроенном холодном помещении. Половина костельной недвижимости, некогда присвоенная государством, так у него и остается.

Ох, как не любят наши власти, и предыдущие, и нынешние возвращать свои долги! А истинные верующие вновь собираются идти с челобитной к «парадному подъезду», просить хоть малую толику на костел из тех миллиардов, что выделены на «Дожинки». На особый успех не рассчитывают, но и вероятности такой помощи не исключают, потому что расположен строящийся костел на видном месте и может своим неприглядным видом «оскорбить глаз президента и других высоких гостей».

Светлана КУХАРЕВА