№ 319 от 18.03.2004 | |
Политика Нокаут в первом раунде
Бурный избирательный сезон в России завершился в минувшее воскресенье выборами Президента. Убедительная победа В.В.Путина никого не удивила. Интригой было лишь количество процентов поддержки, с которым президент взойдет во второй раз на престол, а также число голосов, полученное другими кандидатами... Глупо предполагать, что результат президентской избирательной кампании 2004 года решался в ходе предвыборной гонки. Фундамент нынешней убедительной победы закладывался на протяжении исполнения срока президентских полномочий, а стены были возведены в конце 2003, когда пропрезидентская партия «Единая Россия», при всех ее недостатках, смогла взять парламентское большинство в Госдуме РФ. Причем, если внимательно проанализировать ход мысли кремлевских политтехнологов, то можно отметить прагматичность как двух выигранных кампаний, так и, в последнее время, политики России в целом.
Тренировка
Информационная эпоха, подвергнув демократию серьезным испытаниям, дала ей и некие асимметричные шансы в виде постоянного и оперативного мониторинга общественного мнения. В этом контексте пресловутый рейтинг Путина – подлинное отображение демократических предпочтений россиян. Сейчас Кремль не делает ни единого шага, пока не выяснит, как это отразится на цифрах поддержки президента. В ходе парламентской кампании-2003 были опробованы модели будущей программы будущего «действующего» кандидата, а также реакция избирателей на различные формы выражения этих моделей.
Кампания выборов в Госдуму России показала стремление практически всех политических сил использовать в своих предвыборных лозунгах термин «сильная Россия». Лакмусовой бумажкой настроений избирателей может послужить анализ электоральных предпочтений российского среднего класса. Еще в феврале 2003 г. в исследованиях, проведенных журналом «Эксперт», средний класс оказался патриотом-государственником, выступающим за глобальное влияние России (62%), за сильную центральную власть (66%), за сильную армию (79%).
Взяв на вооружение «топорные» лозунги «Сильная Россия – Единая Россия» и просто «Вместе с Президентом», флагманом тренировочного процесса выступила партия «единороссов». Задача у нее была проста: взять большинство в парламенте, используя мощную подпорку в виде личного рейтинга президента. «Клоны» из блока «Родина» имели перед собой задачу поработать над «хитовой» темой политсезона: «Мочить олигархов!». Задание превратилось в пункт программы «патриотов» о перераспределении общественного богатства вплоть до передела собственности.
В периоды непопулярных действий властей (опасность наступления власти на бизнес, увеличивающееся имущественное расслоение российского общества) естественным образом возникают протестные настроения избирателей. Протестная стихия – родная среда Жириновского. В 2003 Вольфович снова на коне с лозунгом: «Мы за бедных, мы за русских».
Самыми содержательными были кампании КПРФ, СПС и партии «Яблоко». Но имидж патриотов-государственников, который коммунисты долго и успешно эксплуатировали, перешел к другим субъектам политического процесса, и, похоже, навсегда. Отсутствие объединительных процессов в правом крыле политического спектра стало непреодолимым препятствием для прохождения в Госдуму.
Вывод: первый этап президентской кампании пройден успешно. «Кремлевские проекты» в сумме набрали более 60%. Можно вносить коррективы в программу, провести несколько мероприятий, укрепляющих имидж кандидата, и – вперед, за элегантной (в хорошем смысле слова) победой!
«И тут появляюсь я, весь в белом...»
Межвыборный период ознаменовался несколькими событиями, одно из которых напрямую касалось граждан Беларуси.
Затеянная за несколько недель до выборов президента перетасовка правительства дала повод большинству сторонников демократического церемониала заговорить об элементах авторитарности в стиле управления Путина. Мол, во всех демократических странах сначала проходят выборы президента, а уж потом назначается новый премьер и члены правительства.
Акция со смещением правительства и назначением нового призвана была разрушить такую «отрицательную» черту образа действующего президента, как нерешительность. Также на данном этапе избирательной гонки продолжается «тема Ходорковского», с открытием за несколько дней до выборов фактов хищений на суммы «поражающие воображение» обывателя. Верной, с технологической точки зрения, стала стратегия отказа от предвыборных дебатов, участие в которых дало бы возможность другим кандидатам получить дополнительные очки. В день выборов после посещения избирательного участка Путин поехал на встречу со спортсменами – чемпионами Европы из сборной России по боксу, показав, каким будет исход президентской гонки.
Событием, в котором невольно поучаствовали жители Беларуси, стал газовый конфликт между руководством Беларуси и, по российской версии, субъектом хозяйствования ОАО «Газпром», по белорусской версии, лично президентом Путиным. С точки зрения президентской кампании в России данное действо можно поставить в один ряд с рассмотренными выше событиями и обозначить как один из этапов реализации предвыборной программы «Сильная Россия». Тем более, что за развитием событий и их «нужной» интерпретацией наблюдала армия телезрителей телеканала «Россия».
Преодоление Путиным 70%-го барьера электоральной поддержки – неплохой ресурс для внедрения в жизнь тех программных положений, которые были основными темами двух избирательных кампаний. Ночью 15 марта вновь избранный президент на встрече с журналистами в своем предвыборном штабе обозначил основные направления своей деятельности. Во внутренней политике – это рост экономики, реализацию которого Путин видит через реформирование налоговой системы и реструктуризацию естественных монополий. В социальной сфере основные направления – это продолжение пенсионной реформы и повышение качества услуг в сфере здравоохранения. На вопрос об отношении власти и бизнеса Путин обозначил формат, состоящий из триады «стабильность, прозрачность, законность».
В сфере внешней политики, по его словам, приоритетами является «создание внешних условий для развития России» и ее многовекторность. В качестве приоритетных субъектов внешней политики были названы «США, Евросоюз и его отдельные страны и азиатские друзья».
Почём Беларусь?
Какие выводы из результатов парламентских и президентских выборов в России можем сделать мы, жители Беларуси?
Во-первых, необходимо отметить очередной провал внешней политики белорусского руководства. Ставка на стремительное повышение личного рейтинга Лукашенко посредством эскалации газового скандала с Россией не оправдалась даже на внутреннем политическом рынке, не говоря уже о внешнем, на который президент Беларуси имеет ограниченный доступ, либо не имеет вообще. Что касается российского политического рынка, то рядового российского избирателя сам Союз Беларуси и России и Лукашенко как политик интересовали только во времена немощного Ельцина. Появление на политическом рынке молодого и прагматичного Путина создало ситуацию, когда любящий встать в позу демагог Лукашенко оказался для избирателя России малопривлекательным, а идея Союза интересна лишь постольку, поскольку она интересна Путину для реализации программы «Сильная Россия».
Далее, среди приоритетных внешнеполитических субъектов президента Путина нет страны под названием Беларусь. Наряду с отсутствием решения вопросов по бюджету Союзного государства и избранию союзных парламентских органов, можно предположить, что проект «Союз Беларуси и России» почил в бозе. Если он и будет реанимирован, так только на условиях российского президента. Причем, российской стороной давно и настойчиво внедряется мнение о том, что как внешнеполитический партнер Лукашенко несостоятелен, и пора бы его заменить на более конструктивного, а уж затем выстраивать новые интеграционные схемы.
Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что своей победой Путин отправил в нокаут не только своих внутренних политических соперников, но и президента «со знаком качества» на челе.
Юрий Истомин, Председатель Гродненской городской организации Объединённой Гражданской Партии |
|