№ 319 от 18.03.2004  

Общество

Контролируемая клептомания

Много лет разномастные властные чиновники Гродно лелеяли мысль завладеть чужой собственностью и, похоже, добились-таки своего. На сегодняшний день, согласно решению суда, сотрудники частной фирмы «Амиго» обязаны освободить площади, принадлежащие им по праву законного владения. В пятницу судебный исполнитель начал процесс выселения ставших ненужными частников. Под бурные аплодисменты заинтересованных в экспроприации представителей государства.

Яблоко раздора

«Привет группе захвата!» – здоровается Владимир Ивченко с Владимиром Шишом. Последний считает ниже своего достоинства отвечать на приветствие. Так проходят встречи двух совладельцев пятиэтажного здания по проспекту Космонавтов, 56 в г. Гродно. А впрочем, частник Ивченко на данный момент как бы и не совладелец больше, и должен выметаться из своего помещения. Причем, права собственности его никто не лишал, просто из здания выселили. Под забором, но с правом собственности. Звучит абсурдно, но только в том случае, если вы не живете в Республике Беларусь.

Здание, ставшее яблоком раздора, было возведено в 1992 году Гродненским специализированным производственным управлением по наладке оборудования треста «Оргминудобрения» (правопреемником которого явилось РУП «Гродненский ЦСМС) и производственным предприятием «Омега» (правопреемник – ПКП «Амиго»). Согласно договору от 3 февраля 1992 года, ГСПУ приняло ПП «Омега» в долевое участие в строительстве лабораторно-производственного корпуса (ЛПК). На основании этого договора в январе 1993 года было заключено соглашение о распределении площадей между дольщиками, по которому ПКП «Амиго» перешло 1400,6 кв.м. площадей. Спустя три месяца совладельцы получили технический паспорт на здание, в котором оба предприятия значились собственниками, графа же «категория фонда» оставалась пустой.

Не сошлись характером

Как и ожидалось, ничего хорошего в подобном соседстве не было изначально. Недовольство, перебранки, суды и т.п., тем не менее, сути это не меняло, просто – типичные «соседские» отношения. Право ПКП «Амиго» на часть здания все так же было закреплено документально в договоре о долевом участии, в соглашении о распределении площадей и в техническом паспорте. В 1997 году происходит перерегистрация объектов государственной формы собственности, на здание выдается другой технический паспорт, где вновь ГСПУ и «Амиго» оба фигурируют в роли собственников. Владимир Ивченко отмечает, что настоящее вызывающе-беззаконное отношение к ним со стороны местных властей началось со времен прихода к абсолютной власти Комитета государственного контроля. В частности, по Гродненской области, возглавил который Николай Ковалев, ярый борец за интересы государства. ГСПУ к тому времени приказало долго жить, а его преемником стал гродненский центр стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) во главе с директором Владимиром Шишом, борцом еще более ярым. «Это стало началом настоящего юридического произвола под эгидой госконтроля, – в сердцах говорит директор «Амиго», – государственные чиновники почему-то решили, что мы должны подарить свою собственность им». Однажды к «Амиго» нагрянули с проверкой госконтролеры и ошарашили владельцев-частников предъявлением новенького, совершенно замечательного техпаспорта, в котором собственником названо одно лишь РУП «Гродненский ЦСМС», а в графе «категория фонда» значится милое сердцу слово «государственная». Как мог появиться подобный документ без погашения старого и без согласования с представителями второй части домовладения, известно лишь начальнику бюро технической инвентаризации Гундарю. И еще, пожалуй, всемогущему Ковалеву. «Я сильно сомневаюсь, что на такой подлог мелкие чиновники могли пойти без разрешения больших начальников, – говорит Ивченко. – Тем более, что в БТИ имеется договор о долевом строительстве данного здания. Я точно знаю, что Гундарю приказали все втихаря оформить. Постановлением зам. прокурора в возбуждении уголовного дела по факту незаконного оформления технического паспорта нам было отказано. Тем не менее, в том же документе указано, что в техпаспорте на здание «нормы Гражданского кодекса РБ, Закона РБ «О собственности в Республике Беларусь» во внимание не принимались. То же постановление указывает, что в техпаспорте на здание собственником сооружения указан лишь ЦСМС, хотя в установленном законом порядке «Амиго» своей доли в совместной собственности в соответствии с действующим законодательством не лишено. А окончательный вывод гласит, что в техническом паспорте за 1997 год собственники здания, в том числе и «Амиго». указаны правильно».

Цель оправдывает средства

Однако собственникам-частникам неоспоримое право на их собственность ничего не принесло. Ходатайство о рассмотрении вопроса по законности выдачи технического паспорта неоднократно подавалось руководителями «Амиго», но оставалось почему-то в стороне. На самом деле официальная версия отсутствия частной фирмы в техническом паспорте на здание объясняется решением от 1996 года, согласно которому помещения, полученные ПКП «Амиго», переданы на баланс ГСПУ. Согласитесь, очень странное объяснение, учитывая, что в техпаспорте от 1997 года, выданном государственным органом, «Амиго» все еще числился в законных владельцах. И вдруг ни с того, ни с сего перестал им быть.

Владимир Шиш голословно пояснил, что все дело в том, что участие коммерческой структуры в строительстве здания изначально базировалось на незаконных махинациях. А денег в строительство «частники-аферисты» не вносили. Гл. бухгалтер «Амиго» Василий Савельев показал документальное подтверждение оплаты. И задал по этому поводу логичный вопрос: «Если на самом деле мы занимались незаконными махинациями, то почему они покрывались всевозможными государственными чиновниками в самый разгар общегосударственной борьбы с коррупцией?». Похоже, Шиш знает ответ на этот вопрос, но разглашать тайну не захотел. По поводу законности приобретения нынешнего технического паспорта с единственным вписанным государственным владельцам отказываются что-либо прояснить и руководство ЦСМС, и работники бюро технической инвентаризации, и сотрудники комитета государственного контроля. Шиш лишь ссылается на кристальную честность государственных чиновников и советует слепо доверять им, не вникая в ненужные подробности. Его позиция, конечно, понятна и достойна уважения. Но бедной «Амиго» от этого не легче.

На основании отсутствия у «Амиго» технического паспорта с ним были расторгнуты все договоры аренды с огромными выплатами экономических санкций. Частную фирму атаковали многочисленные проверки со всевозможными придирками. Словом, фирме нанесен огромный материальный (и моральный, естественно) ущерб. Местные суды, само собой, выносили решения неизменно в пользу государственного предприятия.

Где искать правду?

Руководители «Амиго» обращались и в Комитет государственного контроля РБ, где благосклонно были приняты, внимательно и сочувственно выслушаны, получили обещание разобраться в данной ситуации и предотвратить беззаконие. «Если честно, то после этого разговора у нас появилась смутная надежда на торжество справедливости, так как только первоклассник не может увидеть в нашем деле сплошные нарушения закона, – сокрушенно рассказывают Ивченко и Савельев. – Однако мы ошиблись: спустя некоторое время нам пришла бумага из Минска с пожеланием выполнять все предписания областного Комитета. Но мы и не отказывались ничего выполнять, мы просто хотим объективного отношения. Поэтому, когда пост председателя Госконтроля по области занял Ковалев, мы сразу записались к нему на прием, считая, что новый в городе человек, не обремененный предыдущими склоками, сможет без предвзятости разобраться в вопросе о собственнике здания. В конце концов – это его работа. Но высокой чести быть принятыми мы так и не удостоились. Несколько раз были на приеме у мэра города Александра Антоненко, который просил нас не сталкивать его лбом с Госконтролем».

Практически за весь период такой вот «санта-барбары» поддержала «Амиго» лишь одна государственная организация – национальное кадастровое агентство, которое, рассмотрев заявление обиженной стороны на действия Гродненского областного унитарного предприятия регистрации и технической инвентаризации, порекомендовала последним воздержаться от внесения записей о праве собственности на проблемное здание до получения полной информации, необходимой для внесения записей в регистрационную книгу (в том числе, о долях в праве общей долевой собственности). Данная комиссия также отметила, что графы техпаспорта «Владелец» и «Основание владения» заполнены без учета всех имеющихся документов. Но не смотря на еще раз подтвержденную важным госорганом незаконность техпаспорта, хозяйственный суд Гродненской области выносит решение... о выселении ПКП «Амиго».

Частники, взращенный той же системой, что и нынешние их противники, просто так своего не отдадут. Взрыв, к которому может привести эта история, может в значительной мере подорвать репутацию «отцов» нашего региона. А кому это надо?

Светлана КУХАРЕВА