Возвращаясь к напечатанному

Слугам неймется

Начало 90-х. Ленинград. Возле колоннады Казанского собора огромная разношерстная толпа: стайки молодежи, типичные ленинградские старушки - в буклях, торчащих из-под береток, солидные люди в красные пиджаках - нарождающееся племя новорусских. Суета, возбуждение, все пытаются выловить снующих в толпе волонтеров с бумагами в руках. То тут, то там возгласы:
Нетерепеливое: Где? Где можно расписаться?
Почти одесское: "За что" митинг?
Гордое: За возвращение городу имени Петра!

Я, по воле случая оказавшаяся в этой бурлящей тусовке, тут же поставила свою подпись - ничего, что из Беларуси, родилась-то в Ленинграде, имею право руку приложить. Не знаю, чего больше было в этом людском волнении - желания называться петербуржцами, жажды восстановления исторической справедливости или еще не наступившего пресыщения от свалившейся на всех демократической радости - свободы выражения мнений и самоутверждения народной воли.

Поскольку мы, то есть белорусы, интенсивно движемся назад в будущее (или вперед в прошлое, как угодно), то даже самые невинные массовки - больше 3-х человек - должны согласовывать в надлежащих инстанциях. Свобода выражения, как шагреневая кожа, с каждым днем становится все меньше, к чему интенсивно прикладывает руку и гражданин А.Лукашенко, бывший президент и продолжающий себя считать таковым. Мнением людей почти никто не интересуется, а власть предержащие почему-то решили, что его вообще нет. Однако, если уж так интенсивно возрождается советская атрибутика - и государственные символы у нас из СССР, и собственность - все больше государственная, и селекторное совещание на всю страну, то позволю себе вернуть в обиход советское определение представителей власти - "слуги народа".

Напомню, что в "БИ" от 15 июля был опубликован опрос гродненцев по поводу их отношения к переименованию проспекта 40-летия Победы в проспект Клецкова. Тогда мы обнаружили, что не согласен с этим решением 81% опрошенных. Однако зная, что депутаты, которые это переименование инициировали и провели, утверждению газеты могут не поверить, мы же "нячэсныя" (то ли дело - государственная газета), заодно опубликовали купончик для сбора подписей - кто не согласен, мог прислать его со своей подписью в газету. Около 500 человек откликнулись! Сами! Мы были обрадованы и что скрывать - удивлены. Такая активность людей оказалась просто неожиданной, и это при том, что сами мы по домам не ходили и подписей никаких не собирали. Народный слуга Ф.Гудей, а именно - председатель городского Совета депутатов, заявил: "Никто этого решения не отменит, потому что никто не докажет, что гродненцы с этим решением не согласны". Как правило, слуги, прежде чем проявлять инициативу, спрашивают у хозяина позволения, и никогда ничего за него не решают. Г-н Гудей перестарался, народ не согласен, и доказательство этого несогласия лежит в редакционном портфеле. Мы подготовим официальное письмо в горсовет с приложением сотен подписей, и надеемся, что решение депутатов на сей раз будет разумным и рациональным. Ну, погорячились, июльская жара ударила в голову. Тем более, признавать и исправлять свои ошибки - удел сильных и мудрых, в чем, в принципе, мы не сомневаемся. Уж если так хочется увековечить имя бывшего главного коммуниста области не лишне прислушаться к совету одного из читателей: "Лучше поменять названия улиц Фомичева и Кабяка, или если неймется, заменить название улицы одного функционера на другого, не так обидно".

Е.РАВБЕЦКАЯ

Реклама: