№ 327 от 13.05.2004 | |
Общество «Хрустальные» деньгиГлавный объект на улицах, в парках и скверах после очередного праздника или вечернего молодежного нашествия– пустая бутылка. И, конечно же, не одна. Для кого-то тара не представляет большой ценности, подумаешь, пивная бутылка – 120 рублей, водочная – 150. Но... С одной стороны, к великому сожалению, есть у нас люди, которые не могут себе позволить пройти мимо даже столь незначительной суммы. С другой стороны, они – своеобразные санитары города. Речь идет о собирателях «хрустальных» денег. Наверняка, не все задумываются, что вынуждает людей проводить время в поисках этого самого «хрусталя». Вот и решила «БИ» выйти на улицы Гродно и узнать у «хрустальных саперов» причину их вечных блужданий.
Во спасение
Большинство говорили, что поиск бутылок обусловлен жизненными обстоятельствами. «А что сделаешь? Пенсии хватает, чтобы заплатить за квартиру и купить необходимые лекарства. Вот походишь вечерок, глядишь, на молоко, на хлеб и будет», – ответил дедушка с авоськой в руке. «Соберешь за день на хлеб да ливерку», – поведала пенсионерка с задорным огоньком в глазах. Казалось бы, человек попал в непростую ситуацию, а глаза остались такими чистыми и живыми, что удивлению нет предела. Впрочем, есть одно «но»: только один человек отвечал на наш вопрос, глядя прямо в глаза и улыбаясь. Остальные же глаза прятали и отводили, смущались и говорили о том, что им стыдно собирать бутылки. В основном, это те, кто испытал на себе немилость судьбы. Часто за бесхитростным занятием собирания бутылок скрываются целые семейные трагедии.
Мужчина, лет пятидесяти, в парке Жилибера: «Я живу в трехкомнатной квартире с женой, сыном, невесткой и маленьким внуком. Невестка с сыном не работают, их уволили из-за пьянки. Идти работать они не хотят. Уже двое детей отдали в приют: мальчика и девочку, – продолжал мужчина, глаза его медленно наполнялись слезами. – Теперь мы с женой пытаемся прокормить третьего внука. А сын с невесткой могут украсть последние деньги себе на выпивку... Ребенка жалко, он еще совсем маленький, всего 2 года и 8 месяцев».
Пожилой человек, опрятно одетый; для него бутылки – дополнительный источник для лечения внучки-инвалида. «Чтобы помочь девочке, моя дочь с мужем раз в два месяца возят ее на лечение в Петербург. На одну дорогу сколько денег надо! А еще врачам заплатить. Вот я и помогаю понемножку».
Сложившийся стереотип о том, что все «саперы» собирают бутылки из-за нужды выпить, – сегодня не актуален. Некоторые делают это во имя спасения себя и своих близких.
«...не дай себе засохнуть»
Знакомый всем рефрен из рекламы газированного напитка Sprait. Под таким девизом могут смело ходить люди, собирающие бутылки для утоления алкогольной жажды. Эта группа «хрустальных саперов», в отличие от предыдущей, впала в необратимую зависимость от горячительных напитков, и не столько судьба, сколько они сами обрекли себя на бутылкоискательство. В основном, это люди без определенного места жительства. Причем, раньше все они имели жилье, семью, работу, но, не выдержав трудностей и не сумев противостоять испытаниям, «саперы» упали на дно. Эти собиратели ищут утешения и понимания на дне бутылки. Они тоже нуждаются в помощи. Но вряд ли можно помочь тому, кто сам на себя махнул рукой.
«Хобби»
Одни – собирают старинные монеты, другие – марки, третьи – гербарии, четвертые – антиквариат. Но есть люди, для которых хобби... собирать бутылки! Этот факт для нас явился полной неожиданностью. Для некоторых это такое же увлечение, как нумизматика или филателия.
Мужчина, лет сорока, за «хрустальные деньги» купил себе гараж. «А что, неплохой способ дополнительного заработка, заодно и воздухом подышишь», – с улыбкой отвечал «сапер».
Бабушка, приехавшая в город из сельской местности, говорит: «А что дома делать целыми днями? Так хоть с людьми пообщаешься, иногда даже закусить принесешь».
И наконец, «БИ» решила спросить у обычных благополучных горожан, почему, по их мнению, люди собирают пустую посуду, и как они относятся к собирателям. В результате опроса выяснилось, что очень мало людей задумывалось об этом явлении – только каждый десятый. Остальные девять из десяти не только не задавались подобным вопросом, но никогда сами не сдавали тару. Интересно, куда они девают посуду? И не они ли являются косвенным источником дохода «саперов»?
Впрочем, это не мешает трети граждан отрицательно относиться к собирателям бутылок. В основном это – молодежь, считающая сбор бутылок позором. Две девушки, на вид несовершеннолетние, заявили, что собиратели вызывают у них отвращение, раздражение и неприязнь. Пожалуй, оптимально мнение работника скорой помощи: «Если человек тридцати лет собирает бутылки – это плохо. Он должен работать. Я не хочу верить, что невозможно найти работу, просто нет желания. А если собирают пожилые люди, может быть, им пенсии не хватает. Впервые я увидел это явление в Ленинграде, еще при Союзе, и подумал – слава Богу, в Гродно этого – нет».
Уже есть. И давно. Благо, если впредь это будет выглядеть только, как «хобби».
Эвика ОТТО
Ирина ТОЧИЛЕНКО
|
|