№ 327 от 13.05.2004 | |
История и культура «Ненависть противоречий называет он дружбой»Доктор исторических наук Вячеслав Швед
От автора
Религиозный философ князь Евгений Трубецкой в трактате «Смысл жизни» (1918 г.) писал: «Говорить об историческом прошлом – значит говорить о несуществующем». О том же – о «несуществующем» читает лекции, пишет книги, энциклопедические статьи доктор исторических наук Вячеслав ШВЕД, проректор по научной работе областного Института повышения квалификации и переподготовки работников и специалистов образования, профессор ГрГУ имени Янки Купалы.
Вячеслав Витальевич входит в галерею историков, литераторов, краеведов Гродно, Гродненщины, которая создается в рамках авторского проекта «Имя в энциклопедии (в книге)». Сегодня это второй очерк о наших современниках Несторах-летописцах, исследующих историю Беларуси, Гродно, Принеманского края. Они сами входят в историю, в книги, в энциклопедии. Именные статьи о д-ре Шведе опубликованы во второй книге шестого тома «Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi» и в семнадцатом томе «Беларускай энцыклапедыi».
Вадим ЖУРАВЛЕВ
Мифы, образы потустороннего мира
Цветут сады. Внизу Неман, за мостом – королевские замки, Божьи храмы, «ветхое» и современное. Мы выбрали место, показанное на гравюре Цюндта, – здесь в 1567 г. стояло московское посольство. В то время великим князем литовским и королем польским был Сигизмунд Август.
– Я не воспринимаю то, что было, несуществующим, – говорит Вячеслав Витальевич. – Мы сидим на скамейке и видим Фарный, Бернардинский костелы, слева Коложская церковь; в них – живые люди. К верующим приходит Бог, с некоторыми он разговаривает... В замке сохранилась аура музея, подаренного Гродно историком Иодковским. Мы можем взять книгу ХVI века – она существует. Я могу погрузиться в прошлое и увидеть скачущие отряды 1812 года. Об этой войне только завершена – мной и моим коллегой – книга; и я порой там, в той эпохе. Так рисует художник, когда перед ним нет натурщицы... Историческая память – это явь, созданная на основе прошлого, а сама история – учитель жизни.
Николай Бердяев писал, что «история есть миф», что обращение к истории есть «обращение к потустороннему миру». Не будем возражать, как не будем спорить с поэтом, который в бессмертии человека видел ущерб, ибо что за история, что за грустное однообразие, если вокруг
Все те же тюрьмы, те же тираны,
Все те же секты и шарлатаны,
Все тех же поэтов плывет череда...
Поэзия, мифы тем и хороши, что распаляют воображение, но десять книг д-ра Шведа, с которыми я познакомился, – это уже история Беларуси, Гродненщины. Сначала обратим внимание на монографию «Памiж Польшчай i Расiяй»: грамадска-палiтычнае жыццё на землях Беларусi (1772 – 1863 гг.)».
«Из реки по имени факт»
Вот что говорит о В. Шведе его коллега по ГрГУ профессор кафедры белорусской культуры Алексей Михайлович Петкевич:
– Он как историк отличается научной въедливостью, старанием копать глубоко, отсутствием верхоглядства. Он верит прежде всего фактам, источникам, архивным материалам. Швед, безусловно, белорусский историк, но как ученый он не замыкается в национальных границах. Это беда для науки, если она уничтожается политикой...
В книге «Памiж Польшчай i Расiяй...» (415 стр.) есть белорусская позиция, там очевидна белорусская национальная идея, но нет там пошлой «политики». О трех разделах Речи Посполитой, о механизме инкорпорации, ликвидации Великого княжества Литовского, о процессах русификации и полонизации; о «русском», «речпосполитовском», литвинском (белорусском) течениях общественно-политической жизни в изучаемый период, о восстании Костюшки, о великом бунте 1830-1831 гг., о цепочке метаморфоз «русский – литвин – сармат – кривич – белорус», о противоречивых судьбах белорусского возрождения, о тайных обществах, деятельности политэмигрантов и т.д. профессор Швед говорит не сердцем, а рассудком. Здесь уместна аналогия с поэтом, который, по словам Федерико Гарсиа Лорки,
...понимает
все, что непонятно,
и ненависть противоречий
называет он дружбой.
Для Вячеслава Шведа БГУ – alma mater. Там его наставники: профессор И. Оржеховский (путевка в научную жизнь – от него), преподаватели П. Кравченко, П. Бригадин – будущие министры и т.д. Он был активным «нормальным комсомольцем», и там же, на истфаке, повстречался с царицей сердца своего Тамарой, а спустя годы защищал кандидатскую, докторскую диссертации.
Его книга «Торговля в Беларуси в период кризиса феодализма (1830-1850-е годы)» – образец «въедливой» работы со статистическим, архивным материалом. В монографии ненавязчиво цитируется Карл Маркс и еще реже – Ленин.
Вячеслав Витальевич родился в Гродно и долго жил на улице Декабристов. Он неравнодушен к героическому и свободолюбивому, иначе бы не написал книгу «Беларускiя старонкi гiсторыi дзекабрыстаў».
«Кронон», «Горадзен», «Горадня»...
Увековечивая мгновения, А. Гостев собирает автографы, среди них – строки, подписанные Вячеславом Городенским. Алесь Гостев – методист лицея N1, учитель астрономии, краевед, а «Городенский» – профессор Швед. Этим псевдонимом он озорно примерил шапку основателя династии гродненских князей Всеволода Давыдовича и шлем Давыда Городенского, бившего крестоносцев под Гродно и Бранденбургом.
– Вячеслав Витальевич в полном смысле Городенский, – говорит Алесь Петрович. – Он стойкий защитник города, его имени и традиций, прежде всего культурных. Он защитник белорусскости, защитник нашей толерантности, нашего многообразия, которые позволяют жить в согласии с окружающими нас народами.
Алесь Гостев – автор и исполнитель идеи летописи города на Немане «Кронон» (1116 – 1990). Эта книга стала библиографической редкостью, она заждалась второго издания; сегодня на острие – не творческие, не научные, а финансовые проблемы. В том же «Крононе» – душа, перо и академический интеллект В. Шведа. Авторы посвятили свой труд светлой памяти археолога, энциклопедиста, общественного деятеля Михаила Ткачева. И тот принял «Кронон» – Алесь Гостев принес согретую его сердцем и руками книгу на могилу Мiхася...
Кем-то написана история Рима со дня его основания, но кто повторит тот же подвиг в отношении Гродно? Уже опубликованы три книжки серии «Мой город»: «Горадзен», «Горадня» и «Губернскi Гродна» (X – начало XX вв.). Автор проекта – В. Швед. К первой и второй книгам, кроме него, приложил руку А. Гостев, а в «Горадзене» три статьи Александра Добрияна. Зато у «Губернскага Гродна» автор один – профессор Швед. Здесь уместно назвать и две «несерийные», но близкие по духу книги в его же исполнении – «По следам гродненской старины» и «Падзеi i постацi гродзенскай даўнiны».
В 1964 г. вышло в свет второе издание книги «Гродно (исторический очерк)» под редакцией З. Копысского и Б. Фиха. Авторы очерков Я. Мараш, Л. Аржаева, А. Плещевеня Д. Марковский, М. Барсегян и др. показали судьбы города с древнейших времен до 1963 г. В предпоследнем абзаце книги есть пророчество: «...будет построена Гродненская ГЭС». А под одним снимком текст: «Поэтесса Данута Загнетова (Д. Бичель) читает новые стихи писателю В. Быкову (стоит) и А. Карпюку».
После книги «Гродно» – провал, но спустя десятилетия всплеск публикаций. Однако академической монографии «Гродно» все еще нет. К ее написанию мостит дорогу Вячеслав Швед-Городенский, а пока он продолжает работу над новыми книжками серии «Мой город». И хочется ему написать книгу «Первые в Гродно»: первая улица, первый «брук», первый каменный дом, первый фонарь, первый телефон и т.д. Создать исторический (не туристический) путеводитель по Гродно. Есть и наполеоновские затеи – сходить на рыбалку, поиграть в баскетбол, отдохнуть на даче, не берясь за лопату...
Столетний сон тутэйшых
Пройдут десятилетия, и «уважаемые товарищи потомки»,
Роясь в сегодняшнем
окаменевшем г...,
наших дней изучая потемки,
спросят о профессоре Шведе и его научном наследии. Когда осознал он себя белорусом? Почему католик, а не униат, не православный? За что ценит учителя гимназии Е. Орловского, обласканного имперскими орденами и чинами? Зачем писал научно-популярные книжки? Не из варягов ли пращуры Шведа?
Коренная рабочая Валерия Павловна – мама Вячеслава – полька и апантаная католичка, и это естественно, что сына своего она «записала» поляком и в костел привела. В Гродно, в школе, в БГУ говорили на русском. В Городищенской школе под Барановичами, где три года учительствовал и собирал материалы для краеведческого музея В. Швед, белорусский язык звучал «экзотично». На истфаке ГрГУ, где с 1982 года он стал читать лекции, та же традиция. А потом – щедрый глоток свободы, раскрепощение ума и сердца, бело-красно-белые мысли и чувства, и «Пагоня» на историческое беспамятство. С тех пор Вячеслав Витальевич стал осознавать и ощущать себя белорусом, и тогда в новом паспорте – с гербом «Пагоня» – он уже белорус.
Илья Муромец провалялся на печи 33 года, а потом взялся за подвиги. «Тутэйшыя» спят столетиями; живут, словно в «потустороннем мире»... За это время Старый свет, открыв Новый свет, отправил на Тот свет уникальную цивилизацию языческой «планеты». Белорусы выстояли, государственность обрели, но официально белорусскость – на задворках...
Д-р Швед – не политический боец, он за пределами партийных ристалищ, но говорит и пишет на белорусском. Его научно-популярные книжки, адресованные студентам, школьникам, учителям, ведут к историческим корням, служат накоплению белорусскости. Делает Вячеслав Витальевич свою работу увлеченно, интеллигентно, с доброй улыбкой. Его внучка Мелисса («Есть такая медовая душистая травка», – говорит счастливый дед, которому нет и 48 лет) сама просит: «Ба-а-бушка, пачытай Жыхарку!». Повзрослевшие дети воспринимают себя белорусами; дочь Ольга учится в Варшавском университете им. Вышинского, сын Максим окончил БГУ.
Все мы родом из вечности
Первую книгу свою В. Швед посвятил историку Евстафию Орловскому. Не за пророссийские настроения: Орловский – великий труженик, «учитель-человек», крупнейший для своего времени историк Гродно. И высоко ценит д-р Швед поляка Юзефа Иодковского, собирает и желает издать его исторические, краеведческие труды. И при удобном случае цитирует россиянина Карамзина: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив».
Вячеслав Городенский – белорус, а как Швед – из варягов, из немцев? Сие «потусторонний мир» пока не подтверждает, но все мы родом из вечности. Живет в Гродно профессор Жмакин. По материнской линии Игорь Константинович из рода Мусиных-Пушкиных, а еще глубже – род Ратши, который, по убеждению Александра Сергеевича Пушкина, «из немец». Ратшичи служили русским князьям уже тогда, когда поднимало голову Великое княжество Литовское. Трубецкие тоже от Ратши, а ныне здравствующий князь Трубецкой – сородич профессора Жмакина. А вы говорите, история соткана из «несуществующего»...
Вадим ЖУРАВЛЕВ |
|