№ 337 от 22.07.2004  

25 июля – день пожарной службы

Работа для настоящих мужчин

<<risВ обывательском представлении, «процесс» возникновения и тушения огня строится по простой схеме: загорелось, первый встречный, учуявший дым, лихорадочно набирает зазубренный в детстве номер «01», моментально из-за угла вылетают «пожарки», в два счета огонь тушится, и, все довольные, расходятся по домам, если не учитывать хозяев сгоревшего имущества...

Об этом нельзя говорить без волненья:

То дом загорелся, то клуб, то амбар...

Врывается вдруг в города и селенья

Короткое страшное слово: «Пожар!»

Для того, чтобы докопаться до истины и узнать, как работает пожарная служба, я решила «отдежурить» смену с пожарным караулом, что находится на улице Замковой, уж очень у них каланча приметная. Длительные переговоры с начальником части Казаком Виталием Валерьевичем – и я получила ограниченный допуск за ворота части. Почему ограниченный? Потому что – военный объект, потому что я в штатском и не являюсь должностным лицом, да еще и девушка – мне вообще дальше диспетчерской лезть нельзя.

И тут, на мою непутевую головушку, как град на яйца, срывается неприятно-неожиданная новость. Сколько, по вашему мнению, длится дежурство? Я была почему-то уверена, что не больше 12 часов, оказалось – сутки. Подходя в 7.30 утра к воротам части, еще сохранив сладостные воспоминания о теплом одеяле и мягкой подушке, я начала тихо ненавидеть Прометея, укравшего однажды огонь у Зевса и навсегда обеспечившего пожарных работой.

Пришла я в самый ответственный момент – смены караула. Это, когда начальник караула одним своим видом и чином «строит» рядовых спасателей. Отдежурившая смена наводит за собой порядок, проверяет исправность всех механизмов на боевых автомашинах. Не дай Бог, принимающая караул смена «получит» часть с перегоревшей лампочкой в диспетчерской! Соизвольте записать это в книгу «жалоб и неисправностей» (утрирую), после чего начальник, или его заместитель, распорядится, что заменять, голову или лампочку все-таки.

Справка

Ровно 151 год назад Минское губернское правление и Минская городская Дума рассмотрели вопрос о создании в городе пожарной команды. Были выделены необходимые средства на содержание штатных единиц и другие нужды.После этого постановления четко прослеживается существование профессиональной пожарной службы в г.Минске, в других городах Беларуси, в том числе и Гродно.

Противопожарная охрана была введена вместе с получением Магдебургского права, согласно которому разрешалось создавать органы городского самоуправления – магистраты. Гродно одним из первых получил это право еще в 1496 году, и, согласно этому документу, каждый хозяин обязан был держать во дворе большую бочку с водой, специальные лестницы, топоры и ведра. Санкции к нарушителям применялись самые жесткие: их наказывали штрафом, а умышленных поджигателей сжигали живьем.

Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь 18 мая 1994 года был принят указ об установлении праздника – Дня пожарной службы, который ежегодно отмечается 25 июля.

Расписание на сегодня

8.00: раздается сигнал на построение. Начальник караула, Денис Николаевич Миневич, распределил обязанности среди заступивших на дежурство, чтоб не бегали как оголтелые на пожаре, а знали, кто отвечает за подачу воды, а кто бросается в лоно пожара.

Тех, кто отличился, похвалили; кто провинился, пожурили. Двойной сигнал и – бодрствовавшие в течение суток отправляются домой отсыпаться, остальные приступают к ежедневным занятиям и тренировкам. К счастью, пожар случается не каждый день, а в работе пожарных, как в спорте, требуются бесконечные тренировки и оттачивание мастерства.

9.10: выезд в ПАСЧ-4 (пожарную аварийно-спасательную часть), расположенную за областной филармонией. На место выезжают два автомобиля быстрого реагирования (АБР), в один из которых водворяюсь и я. Пока водитель Виталий Руды преодолевает расстояние между частями, присматриваюсь к тем, кто меня окружает. Рядом с водителем на переднем сидении АБРа – начальник караула Денис Миневич. Плотно сдавив меня в тесноте кабины, по обе мои руки улыбаются спасатель Андрей Войлов и старший пожарный Сергей Байда. В бойцовском отсеке аккуратно разложены по своим местам спецкостюмы и каски. На приборной панели у водителя множество лампочек и кнопочек. По словам спасателей, многотонные красные «ангелы– спасители» напичканы всевозможными приспособлениями, служат безотказно, несмотря на приличный стаж работы. Многие из них давным-давно выработали свой ресурс и их давно пора списывать. Но все боевые машины исправны, потому что, помимо профессиональных спасателей, в части работают профессиональные мастера, превращающие любую рухлядь в боевой автомобиль.

На месте проведения занятий, первое, что увидела, вышку в четыре этажа высотой. Во время настоящего пожара окна зданий служат запасным выходом. По команде начальника Андрей Войлов буквально взлетел ввысь по пожарной лестнице на импровизированное здание, ловко перебираясь по «окнам». В спецкостюме, в котором с трудом различаются очертания человека, больше похожий на гору, спасатель пауком поднялся и спустился по вышке, благополучно сдав норматив.

Следующее место назначения – техчасть на Азоте. Там мастер пожарной техчасти Борис Иванович Солтан произвел заправку баллонов изолирующих противогазов сжатым воздухом. В процессе работы воздух расходуется на проверках, на смене караула, да и вообще баллона в боевых условиях хватает всего на полчаса. Лично убедившись в том, что бойцам хватит «свежего воздуха» на пожаре, я отправилась разгуливать по части, и занесло меня в репетиционный зал духового оркестра Пожарной службы – лучшего военного оркестра в городе. Слегка смутив, а потом и разозлив репетирующих, ретировалась восвояси, к «своим ребятам».

13.00: возвращение на обед. Пельмени со сметаной, огурчики-помидорчики, чай-кофе с печеньем – все по-домашнему. Затем дежурные машины опять отправились на выезд, а меня повели на пожарную башню. Бесконечная деревянная винтовая лестница, жутко скрипящая дверь – и передо мной расстелился весь город. Уютные двухэтажки старой застройки, обильно обрамленные зеленью, плавно перетекали в многоэтажные окраины. Купола церквей и костелов. Зеркальная лента Немана, убегающая за горизонт. Красотища!

15.00: последний норматив – боевое развертывание перед фасадом части. Ловким движением руки спасатель развертывает двадцатиметровый рукав (недаром говорят, что пожарные-ствольщики должны работать только спустя рукава), водитель автомашины подает воду, и два спасателя, удерживая извивающийся змеей шланг, тушат виртуальный объект возгорания.

Справка

За первое полугодие 2004 года спасатели Гродненской пожарной службы вынесли из огня 31 человека, 6 из которых обязаны своей жизнью спасателям ПАСЧ-1, расположенной на ул. Замковой.

Спокойные пятничные сутки. Ни одного боевого вызова. Но в любой момент пожарные готовы всего за 34 секунды с момента принятия вызова диспетчером выехать за ворота части, еще несколько минут – на прибытие к месту. И вот они уже спасают человеческие жизни. Это не подвиг – это их работа, точнее, их работа – совершать подвиги.

Учебная часть дежурства окончена. Можно заняться хозработами, почитать газету, посмотреть телевизор или отдраить до блеска и без того внушительный АБР.

Именно в это время пожарные и «рассекретили» мне то, что же держит их в пожарной части. Неужели зарплата? Совсем нет. Испытание на прочность, бесконечный риск. Одним словом, работа для настоящих мужчин. Другие не идут в пожарную службу, других не берут в пожарные части.

Алена КРИШАЛОВИЧ