№ 339 от 05.08.2004  

Политика

Формула национального развития

<<risПятерка «плюсов» и пятерка «минусов» президентского десятилетия

10 лет – сравнительно небольшой срок в мировой истории. Для науки этот период лишь полстранички в учебнике, да и то не в каждом. Для человека же 10 лет – часть жизни, причем, довольно солидная. Для кого-то это период перехода из отрочества к взрослой, осознанной жизни, для кого-то это самый счастливый период семейной жизни, для кого-то – «золотые годы» жизненного заката. Однако для отдельно взятой человеческой судьбы эти десять лет могут стать ключевыми в зависимости от того, чем он это время занимался, скольких врагов нажил или сколько добрых дел сделал...

Поколения, будущие и нынешние

«плюс»

Развитие транспортной инфраструктуры, строительство жилья, спортивных и коммерческих площадок и зданий можно отнести к позитивам 10-летнего правления Лукашенко. Сколько бы денег ни наворовали чиновники, завышая строительные сметы, дороги и спортивные площадки, жилые дома и офисные здания останутся будущим поколениям. Особенно им пригодятся спортивные арены, стоимостью не в один миллион долларов. Там, например, можно открыть рынок, ресторан или дискотеку. Или, на худой конец, устроить концертный зал, приглашая поп-звезд «братской» эстрады.

«минус»

Плавательный бассейн возле 31-й школы в микрорайоне «Вишневец» строится уже более десятка лет. А зачем он нужен? Ведь там чемпионат мира не проведешь, много людей для произнесения очередной пламенной речи не соберешь. Да и приватизировать его потом как-то стыдно. Вот и получается, что место для «зажигания» будущих спортивных звезд, да и просто для укрепления здоровья молодого поколения, превратилось в место распития «чарнiльца» местными мужиками. Результат такой политики – употребление белорусами 9,7 литров чистого спирта (за исключением самогона) на душу населения (включая младенцев) в год. По международной статистике, превышение восьми литров спирта в год на человека влечет генетические мутации организма...

Маленькие радости и большие проблемы

«плюс»

У нас в стране стабильность. Люди получают зарплату и пенсии. Отрицательные эмоции выплескиваются на массовых гуляниях. Люди в большинстве своем стараются не замечать власть, ругая ее при каждом удобном случае. Такая среда и называется социальной стабильностью. Это также плюс первого президента Беларуси. Он не стал ломать привычный ритм жизни народа, который он очень хорошо изучил. Хлеб на столе присутствует, зрелищ – хватает. Лукашенко не лишил людей радости маленьких личных достижений (дача, работа, огород и т.д.). На большие – уже нужно было получать разрешение у власти. Музыку слушай – какую хочешь. Фильмы смотри – без ограничений. Игры на компьютере – пожалуйста. Все за гроши – и никакой борьбы с пиратством. Это также вклад власти в социальную стабильность.

«минус»

В 1994 году молодой президент не имел четкого видения развития страны на долгосрочную перспективу. Он решал текущие задачи, создавал вертикаль, консолидировал контроль над самыми значимыми потоками и активами. За этими отдельными «соснами» он не увидел «леса», т. е. стратегических интересов Беларуси. А ведь ее главный интерес – люди. Нет людей – нет спроса, сбережений и инвестиций. Десять лет назад население Беларуси составляло 10 млн. 319 тыс. человек. К концу президентской декады в нашей стране проживает 9 млн. 833 тыс. Население уменьшилось на 486 тысяч человек. Белорусов стало почти на полмиллиона меньше, в то время как растет ВВП, и национальная промышленность достигла уровня 1990 года.

В 1994 году в стране было 5 млн. экономически активного населения. К середине 2004 года их осталось 4,3 млн. Людей, которые могли бы увеличивать национальное богатство, стало на 700 тысяч меньше. Зато также резко увеличилось число пенсионеров, что значительно повысило нагрузку на бюджет. Лукашенко не справился с демографической проблемой. Это его стратегический минус. Пенсионная реформа так и не началась. Систему здравоохранения лихорадит от недостатка денег и профессиональных администраторов. Программы поддержки детей похожи, скорее, на издевательство, чем на попытки предотвратить вымирание нации. От хорошей жизни люди не уезжают из страны. От хорошей жизни молодежь не перестает рожать детей. Хорошая жизнь привлекает в страну не только иммигрантов из бедных, воюющих стран, но и предприимчивых, творческих специалистов.

Национальная безопасность и международный «брэнд»

«плюс»

Внутренняя безопасность является достижением А. Лукашенко. За редким исключением люди не боятся ходить по улицам белорусских городов. Нет массовых посадок политзаключенных, хотя страна входит в тройку мировых лидеров по числу заключенных на душу населения. 10 лет Беларусь не участвовала ни в одном кровавом конфликте, которые происходили в мире. Наших ребят не было в Чечне. Белорусские войска не участвовали в военном конфликте в Югославии, Ираке, Афганистане или африканских странах. Мы не вступили ни в один значимый военный союз, не были вовлечены в серьезные геополитические игры сильными мира сего. По сути дела, Беларусь сумела остаться нейтральным государством. Расходы на оборону – 1% ВВП – можно рассматривать как необходимую поддержку военных, которые – и это тоже позитив – в подавляющем большинстве своем оставались вне политики.

Можно говорить о неэффективном использовании средств на милицию и спецслужбы. Не обходится без оборотней в погонах и жестокости по отношению к демонстрантам, но в Беларуси сохранились патриоты в органах государственного управления и правопорядка, которые ни за что не захотят стать частью чужого государства или организовать военный переворот по типу латиноамериканского.

«минус»

Вследствие постоянного поиска внешних врагов Беларусь реально стала исчезать с политической и экономической карты Европы. В 1994 году мы только начали заявлять о себе на международной арене. Мы стали конкурировать за внимание Европы и США, их политической и деловой элиты. Тесные связи с богатыми мира сего, интеграция в основные мировые экономические организации обеспечивала бы нам не только приток инвестиций и технологий, но, в первую очередь, узнаваемость в мире. После того, как Лукашенко принялся активно создавать союзное государство и имитировать славянскую интеграцию, преследуя, скорее, какие-то личные цели, брэнд «Беларусь» в Европе и США в серьезных кругах мировой элиты умер, так и не родившись. Именно поэтому сегодня подавляющее большинство простых европейцев даже не знают, где находится наша страна. Нас ассоциируют то с пингвинами крайнего Севера, то с частью России.

Лукашенко не сумел привлечь внимание хотя бы Европы к идентичности белорусов, к тому, что мы – не русские. Он эгоистично поставил себя в центре внимания, регулярно собирая критические выпады международных структур, парламентов и правозащитных организаций. Из-за его политики мы находимся в десятке самых репрессированных экономик мира. Вместе с Узбекистаном и Туркменистаном мы замыкаем список самых неудачных реформаторов региона. Нам не верят внешние кредиторы и инвесторы. Когда речь идет о сотрудничестве международных фондов и авторитетных структур с Беларусью, то нашу страну курируют офисы, расположенные в Вильнюсе, Киеве, Варшаве или Москве. ЕС не собирается открывать свое посольство в Минске, снизив до предельно возможного минимума программы работы с нашей страной. Огромный минус политики А. Лукашенко заключается в том, что мы становимся территорией, над которой влиятельные люди пролетают на самолете и которую объезжают мощные потоки транзитных грузов.

Наука выживания и «политическое предпринимательство»

«плюс»

Есть еще одно непреднамеренное последствие политики А. Лукашенко. Белорусские предприниматели, частный бизнес в целом очень сильно закалились в борьбе за выживание. Они работали в неравных условиях с государственными структурами, поэтому должны были гораздо эффективнее управлять своим бизнесом, проводить маркетинг и позиционировать себя на рынке. То есть, за 10 лет предприниматели наработали навыки выживания. У них сформировался особый человеческий капитал. В случае начала рыночных реформ эти люди быстро перестроятся. Переход к рынку сегодня будет менее болезненным, чем 10 лет тому назад.

«минус»

Мало того, что власти за последние 10 лет превратили свой национальный бизнес в мальчика для битья, они настроили простого человека против него. Разве можно называть людей, которые создают рабочие места, платят налоги, снижают цены и продают нужные людям товары «вшивыми блохами»? Оголтелый, агрессивный марксизм в оценке современного бизнеса – это существенный идеологический минус в политике А. Лукашенко. И самое главное, что те предприятия и близкие к власти «политические предприниматели», которые создают убытки, не платят налоги и транжирят бюджетные ресурсы, регулярно получают индульгенции от властей. Государственное поощрение за экономические грехи и ошибки – это негативное наследство А. Лукашенко.

Русская рулетка и жизнь «по понятиям»

«плюс»

Едва ли А. Лукашенко в 1994 году предвидел резкое повышение цен на нефть начала XXI века. Он шел по пути восстановления старых хозяйственных связей. Он положил на алтарь этой цели стабильность национальной валюты, пожертвовал малым и средним бизнесом, лишил людей возможности самостоятельно зарабатывать. Он сыграл в русскую промышленную рулетку – и тут подоспела высокая цена на нефть, стремительно богатеющая Россия и спрос на белорусские товары. Это, скорее, везение, чем видение, но факт удачной работы многих белорусских предприятий на внешних рынках налицо. Конечно, при реализации классических рыночных схем белорусские предприятия, бюджет и люди могли бы заработать больше. Сегодня, когда белорусские миллионеры понимают, что внешние рынки жестко поделены, они приложат максимум усилий, чтобы легализовать свои интересы в Беларуси. Благо, если вдруг завтра объявят повальную приватизацию, в стране есть из чего выбирать. «Разбазаривания» крупных белорусских предприятий не произошло. Однако интересно будет узнать, насколько знакомыми будут для нас лица первых белорусских крупных собственников и капиталистов?

«минус»

За 10 лет Лукашенко не провел административную реформу, которая сделала бы государство прозрачным и профессиональным. Он лишь создал вертикаль из партийной, профсоюзной и хозяйственной составляющих.

Власть не стала народной. Бюрократия не стала профессиональной. Слова «откат» и «кидалово» прочно вошли в лексикон чиновничества и «покупающих» их услуги предпринимателей и граждан. Да, управляемость институтами государства осталась, но чрезвычайно запутанная, противоречивая законодательная база (тоже продукт эпохи Лукашенко) делает неисполнение законов легким и безнаказанным. За прошедшую президентскую декаду люди не стали жить по закону, не выросло уважение к государству. Зато в повседневной, экономической и политической жизни гораздо больше стало «понятий». Может, для тюрьмы это и приемлемо, но для современного государства XXI века – едва ли.

Десять лет назад, в июле 1994, добродушный усатый дядька нам, молодым парням, обещал много заманчивого и перспективного. Листая сегодня пожелтевшие странички предвыборной программы Лукашенко десятилетней давности, начинаешь анализировать прочитанное уже с высоты лично прожитых лет. И сознание рождает то позитивное и негативное, что произошло в стране за этот отрезок времени.

Итого...

Государственный муж отличается от простого политика тем, что может вовремя уйти.

С учетом содержания пяти плюсов правления А. Лукашенко, пришло время уходить. Даже если оставить за кадром правовой аспект, время и все больше институтов, как внутри страны, так и за ее пределами, начинают работать против первого президента Беларуси. Пора подумать о вечном.

Мемуары добровольно оставившего пост А. Лукашенко на белорусском языке могут стать первым национальным политическим бестселлером в нашей стране.

Ярослав Романчук, экономист

Юрий Истомин, юрист

Объединенная гражданская партия