№ 340 от 12.08.2004 | |
Экономика Кто в Гродно хозяин, или Риски и опасности временщиковМногим из нас знакомы прелести жизни в коммунальной квартире или общежитии. Проблема не только в своеобразных запахах и ограниченности личного пространства. Кто должен делать ремонт и убирать, кто и сколько расходует общественных благ, кто и как принимает решения по коммунальной собственности? Решение этих вопросов неизменно сопровождается всплеском эмоций и конфликтами. Аналогичная ситуация складывается в отношениях между областями и Минском. По идее власть должна быть как можно ближе к человеку. В действительности же получается, что Центр управляет регионами, как ему хочется. Области лишены права проводить свою местную экономическую политику. Более того, именно политика официального Минска создает угрозы для жителей белорусского Запада в целом и для Гродно в особенности. Областные (да и городские) власти на это никак не реагируют, потому что они чувствуют себя временщиками в наспех заселенной коммунальной квартире. Ярослав РоманЧук, экономист.
Угроза № 1: Гродно – слуга центра, а не его партнер
Первая угроза заключается в том, что жители не являются хозяевами в собственном городе. Они не выбирают свою власть, не контролируют бюджет и не знают, кто и как тратит деньги. Никто не знает, сколько Гродненщина платит в центр, является ли она донором Беларуси или же сидит у нее на шее. Для нейтрализации угрозы необходимо провести ревизию финансовых потоков «Гродно – Центр – Гродно», обеспечить полную прозрачность бюджета для людей и депутатов. Наконец, надо избавить горисполком от балласта неработающих активов и продать все людям. Причем, сделать это надо на открытом аукционе за деньги, а не в результате подковерной сделки.
На уровне горисполкома не встретишь глубокого анализа качества используемых субсидий и дотаций, а также трансфертов из Минска. Облисполком имитирует региональную политику, потому что, по правде говоря, не может принимать решения на своей земле без разрешения сверху. Почему бы руководству Гродно не потребовать передать все объекты республиканской собственности на своей территории на баланс города? Интересы региона, по идее, должны лоббировать исполкомы и депутаты в Палате Представителей, но в нынешнем ее составе интересы Гродненщины не защищал никто. Когда другие области вводили запрещенные конституцией меры по защите своих местных рынков (например, Витебск или Могилев отказывались от поставки товаров из Гродно, как будто это «заграница»), почему депутаты и глава Гродно молчали? Да потому что они временщики, а не патриоты своей малой родины.
Угроза № 2: Гродно – региональный тупик, а не центр торговли
Гродно кровно заинтересован в интеграции Беларуси в Европу, вступлении во Всемирную торговую организацию, снижении таможенных пошлин, расширении квот поставок белорусских товаров в Европу, создании с ЕС и Россией зоны свободной торговли. Для Гродно выгодно принятие правовых, бухгалтерских и финансовых стандартов цивилизованного мира. Находясь на границе ЕС, Гродно, как никакой другой областной центр, понимает важность и выгоду безвизового перемещения граждан не только в Литву и Польшу, но и по всей Европе. Представители Гродно в республиканских органах власти ведут себя так, как будто они защищают интересы не жителей своего города и области, а некого абстрактного региона.
Нам предлагали бесплатные визы в Польшу и Литву. МИД РБ отказался, а гродненские представители не протестовали. ЕС, Совет Европы, МВФ, Всемирный банк и европейский банк реконструкции и развития предлагают нам свою помощь и кредиты. Официальный Минск отказывается. Почему молчат власти Гродненщины? На наших глазах город задыхается без инвестиций и превращается в региональный тупик, за плотным визовым занавесом. Гродно мог бы стать центром размещения целой сети таможенных складов, как это сделала Голландия, но гродненские власти не поддерживают своих же таможенников. Разве Гродно не выгодно стать оптовым складом Беларуси и региона? Аналогичным образом обстоят дела с международным сотрудничеством. Гродненским предприятиям жизненно важно включение в производственно-сбытовые цепочки транснациональных компаний (ТНК). Стратегическая задача для Гродно – привлечь в регион, по меньшей мере, 20 компаний, которые входят в 1000 самых крупных корпораций Европы и мира. Официальный Минск, испортив репутацию стране, еще больше разрушает экономический потенциал Гродно и области.
Угроза № 3: Таможенный произвол, а не честная граница
По экспертным оценкам, около 40% жителей Гродно имеют дополнительный доход от приграничной торговли. Логично было бы ожидать от властей города особого отношения к обустройству границы, и особенно к таможенному законодательству. Но городские власти и нынешние депутаты, как воды в рот набрали. Они боятся сказать слово против воли Центра. А ведь Гродно выгодно снижение таможенных пошлин и введение единого таможенного тарифа в размере, скажем, 5%. Почему гродненские власти не устроили демарш, когда Центр вводит безумные ограничения на перемещения товаров через границу? «Прелести» нового порядка сейчас чувствует чуть ли не каждый гродненец.
Для Гродно важно упрощение таможенного оформления грузов, развитие приграничной инфраструктуры, реализация программ с Европейским Союзом (граница, дороги, железная дорога, энергетика), включение белорусской таможни в программы ЕС (техническое оснащение, единая компьютерная сеть, тесное сотрудничество с Интерполом). Но по этим программам гродненские власти и депутаты не работают.
Местные чиновники вводят неконституционный сбор на пересечение границы, а депутаты, как на уровне города, так на уровне Палаты Представителей, снова молчат. Для них молчание – пока не золото, а надежда на пропуск в следующий парламент или совет. Они как будто не замечают абсурдных пересменок на границе, хамства и тотального недоверия к простым людям. Гродно не может стать мощным региональным экономическим центром с такой «низкокачественной» границей.
Угроза № 4: бедная провинция, а не центр туризма
Экологические, культурные и туристические проекты являются одним из приоритетов Европейского Союза. В мае ЕС принял программу «Новое соседство», но Беларуси там нет. Почему руководство Гродненщины и депутаты не выступают против антигродненской политики белорусского МИДа и администрации президента? В результате самоизоляции регион недополучает 10-15 тысяч новых рабочих мест в год (!) и сотни миллионов долларов инвестиций. Если бы гродненские власти вели себя патриотично, у нас давно был бы реставрирован Августовский канал, восстановлены культурные памятники Гродно, приватизирована сфера услуг: гостиницы, бары и рестораны, пансионаты и дома отдыха, продажа земли под развитие сети мотелей и гостиниц. Гродненщина стала бы частью общеевропейской сети сельского туризма, и люди на себе почувствовали бы стабильный доход в валюте. Но властям важнее заигрывать с Центром, чем проводить свою региональную политику.
Угроза № 5: Царство бюрократии, а не Свободное предпринимательство
Мало того, что Гродно стоит перед угрозой попадания в региональный тупик, так республиканские власти делают все, чтобы не дать местному бизнесу развиваться. Предпринимателей душат лицензиями, налогами, сертификацией и регулярными проверками многочисленных органов. Опять гродненские власти и депутаты ведут себя, как вассалы Центра, а не патриоты своего региона. Они не борются за либерализацию торговли, за признание официальных европейских, российских и украинских сертификатов качества, за ограничение количества проверок. Они не понимают важности перехода на уведомительный принцип регистрации предприятия. Никто из гродненских властей не поддержал идею введения отчетности для предпринимателя один раз в год. Депутаты беспристрастно взирают, как их же соседей по городу обдирают налоговики непомерными штрафами. Их не возмущает тот факт, что гродненский бизнес не может найти защиту в суде, что гораздо проще и дешевле стало договариваться «по понятиям», чем жить по закону.
Прискорбно, но факт – Гродно не имеет своей региональной политики. В отличие от Могилева, он не имеет своих патриотов в органах республиканской власти. Получается весьма грустная картина. Одним из самых богатых регионов Беларуси управляют назначенцы-временщики, которые игнорируют его уникальные интересы. Своими действиями они превращают Гродненщину в коммунальную квартиру, где никто толком ни за что не отвечает. Постепенно разрушаются добрые старые традиции Гродно – жить честно и работать на совесть. Неужели жители Гродно будут обреченно взирать на то, как растаптывают их прошлое и уничтожают будущее? Хочется верить, что нет.
Ярослав РОМАНЧУК, экономист |
|