№ 341 от 19.08.2004  

Забастовкана погранпереходе «Брузги»

<<risС 12 августа сотрудники таможни погранперехода «Брузги» перестали оформлять документы граждан для выезда на территорию Польши. Коснулось это тех, у кого на руках не было белорусской страховки, то есть, – большинства. Желающие выехать из Беларуси заблокировали движение на трассе, добиваясь разрешения пересечь границу.

Таможенные органы руководствуются Указом Президента №320, который вступил в силу с 1 августа. Согласно Указу, выезд граждан из Беларуси возможен только при наличии страховки, оформленной в любой из белорусских страховых компаниий.

Виктор, работник гродненского предприятия:

– А нам эта белорусская страховка совершенно не нужна. У нас есть страховка, оформленная в Польше и действующая на территории всего Евросоюза. От белорусской страховки толку никакого, поляки ее не признают и если, не дай Бог, случится что-нибудь в дороге, никакой помощи мы не дождемся.

Для желающих выехать в Польшу нововведение стало неожиданностью. Некоторые сразу разворачивались и ехали обратно, но большинство оставалось у перехода, пытаясь добиться того, чтобы их пропустили. Как водится, крайними стали исполнители Указа Президента – таможенные органы. «Всплыли» на поверхность десятки других резонных вопросов, связанных с пересечением границы: кто додумался при провозе аппаратуры оценивать ее по весу? Почему местный сбор «за экологию» на Гродненщине 5 тыс. рублей, а на Брестчине – 2 тысячи? Почему не предупредили о том, что перестанут пропускать без белорусской страховки? Почему нужно платить 80 долларов «непонятно за что»?

Хотелось бы внести некоторые уточнения в «мнения» возмущенных. Да, белорусская страховка на 15 дней стоит 35 евро, на месяц – 65 евро, но, по международному соглашению, от нее есть толк, да еще какой. После вступления в действие международного договора, белорусам гарантирована выплата «белорусской» страховки на территории Евросоюза. Единственное, что действительно не ясно в приграничных сборах, так это разница в стоимости «экологии» в Гродно и Бресте.

Несмотря на то, что Указ вступил в силу с 1 августа, таможенные органы еще некоторое время не контролировали наличие белорусской страховки у выезжающих, ожидая пока закончится действие страховки «европейской» у тех, кто приобрел ее до подписания Указа.

Дмитрий ЕГОРОВ

«Летопись» событий

В первую ночь забастовки белорусы, стоявшие на польской стороне, педантично перебирали телефоны горячих линий, редакций газет, телевидения и радио. Из всех СМИ белорусской стороны прибыли только корреспонденты газеты «БИ», с польской же стороны на происшествие слетелись и телевидение, и газетчики, и множество радиостанций, готовых рассказать о случившемся... 12-е августа, 16.00.

Граница «закрылась» для тех, кто пытался проехать с польским страховым полисом. Несколько часов недоумевающие белорусы наблюдали за происходящим, сдерживая гнев. Возмущение выплеснули на работников таможни. Окружив плотным кольцом работника Гродненской региональной таможни, люди начали выдвигать свои претензии.«Правом на выбор определяется степень свободы человека,– заявил один из бастующих белорусов на белорусско-польской границе. – Если государство хочет, чтобы деньги, выплачиваемые нами, оставались в республиканской казне, создайте нам для этого должные условия. Конкурируйте с поляками, снизьте цены на страховые полисы, дайте нам гарантию, что в случае ДТП, мы получим деньги на территории хотя бы Польши, я не говорю уже обо всем Евросоюзе. В этом случае мы будем покупать белорусские страховые полисы. Почему полякам хватает 30-ти долларов, составляющих стоимость страховки? Почему на родине мы должны платить в два с половиной раза больше? Беларусь богаче Польши? Не смешите».

12-е августа, ночь.

Дороги погранперехода перекрыты гражданами. Если таможенники и пропускали тех, у кого были белорусские страховки, то они все равно не могли проехать из-за «баррикад», состоявших из автомобилей возмущенных граждан. Из пояснений пострадавших: «Это не было организованной акцией, направленной против кого-либо. Все получилось спонтанно. Простояв несколько часов в очереди на границе, мы узнали, что нас вообще не пропустят. Все устали, все хотели скорого разрешения проблемы. Да, мы не пропускали выезжающие машины с территории Польши, но не все. Беспрепятственно проезжали автомашины с маленькими детьми, был пропущен минский пассажирский автобус».

13-е августа, 10.00.

На место приехали председатель облисполкома В.С. Савченко и начальник обастного УВД А.А.Белошевский. Глава области, взяв на себя ответственность, пропустил всех. Без белорусских страховок, даже без «экологии». Хотел как лучше? Возможно. Уже к вечеру 13-го августа на белорусской стороне вновь образовались огромные очереди. К утру следующего дня такие же очереди были и на польской стороне границы. Люди, ослепленные снисходительностью властей к забастовке, ринулись в Польшу. На границе воцарился еще больший хаос. Уже было забытый прием «держать место» на подходе к границе воскрешен вновь. Чем ближе к таможне, тем дороже стоит место. За ящик сока дряхленький «Форд» уступил свое место «Мерсу», переместившись на машин двадцать назад. Поменялись.

16-е августа, день.

Обстановка на границе стабилизировалась. Небольшую очередь из тех, кто возвращается с польской страховкой в Беларусь, пропускают, тех, кто пытается выехать из РБ по польской «зеленой карте» не пропускают. Видно, указ Президента вступил в силу окончательно. Забастовщики явно остыли.

А вот и цитаты из положения того самого указа Президента Республики Беларусь от 9.07.2004 г. №320. Глава 16 «Права страхователя и страховщика»: п.63.1 Страхователь имеет право выбирать страховщика.Только вот среди кого выбирать? Среди Белгосстраха и ... Белгосстраха? Вариант покупки страхового полиса в страховой компании иностранного государства не рассматривается. «Лицензии на осуществление страховой деятельности, включающей обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могут выдаваться страховым организациям, которые являются государственными юридическими лицами, либо в уставных фондах которых выше 50% долей находятся в собственности Республики Беларусь...». Мало того, что подобный указ на корню пресек деятельность частных страховых компаний, которых и без того было не много в Беларуси, так он еще и «обезвредил» главного конкурента – польские «Зеленые Карты». По сведениям государственной страховой компании, в случае ДТП на территории как Польши, так и всего Евросоюза, белорусская «Зеленая карта» гарантирует выплату страховки. Неуверенность в белорусских страховых компаниях увядает. Возникает другой вопрос – почему белорусская зеленая карта стоит в 2.5 раз дороже польской?

17-е августа, утро.

Ночная смена на белорусской стороне перестала пропускать людей без местного сбора «за экологию», несмотря на слова главы области с обещанием рассмотреть «Брестский вариант». В тот же день, по рассылке с сайта закрытой газеты «Пагоня» поступила информция о том, что во вторник Совет Министров в Минске планово рассмотрит вопрос «монополизации» страхового рынка «Белгосстрахом». Как оказалось, информация никем не подтверждена, и пресс-секретарь Совмина собщил газете «БИ» о том, что вопрос страховок – это забытый вопрос: все решено, никаких изменений вносить не будут.

Алена КРИШАЛОВИЧ

От редакции. Безусловно, на границе имела место не забастовка в прямом значении этого слова, а акция протеста. «Забастовку», как таковую, могли устроить лишь сами таможенники. Но поскольку именно слово «забастовка» звучало со всех сторон, мы посчитали возможным сохранить стилистику события.