№ 341 от 19.08.2004  

Дела семейные

Мой ребенок меня убивает

«Ты посмотри, до чего он меня довел! Вчера давление померила – повышенное. Всю ночь где-то гуляет, приходит под утро и отсыпается полдня, валяется на кровати – смотреть противно! Вместо того, чтобы чем-то полезным заняться. Потом опять уходит, и на всю ночь. Я так долго не выдержу, изнервничалась вся, когда его нет дома – места себе не нахожу. Вот, смотрю телевизор, просто так, лишь бы чем-то занять себя, думать ни о чем не могу».

Знакомая история – подобное можно услышать почти ото всех родителей подростков. В возрасте 14-16 лет у молодых людей появляется своя компания, где они проводят значительно больше времени, чем со своей семьей.

Так, кто же кого «доводит» в этой ситуации? Один из ответов – «доводит» себя мама сама, ребенок же просто живет своей жизнью, как ему и положено в этом возрасте, проходит этап социализации, или, если говорить проще, учится общаться с людьми за пределами своей семьи (с семьей он общался всю предыдущую жизнь). Подростковый возраст – важный период для взрослеющего человека. От того, насколько эффективные модели взаимоотношений с другими людьми он в это время создаст, зависит многое в его будущей жизни. Он ищет свое место в группе сверстников, учится отстаивать свои интересы, выражать свое мнение и позицию, создавать искренние, открытые взаимоотношения, уступать, понимать других, решать конфликты. Подросток очень раним в это время. Отсюда его раздражительность. Он придает очень большое значение отношениям со сверстниками и очень переживает, если что-то не получается, готов на большие жертвы ради признания в группе.

Это возраст, когда подросток ДОЛЖЕН отделиться от родителей психологически, чтобы успешно выйти во взрослую жизнь, построить собственный независимый внутренний мир.

А что же родители? У них возникает брешь в психологическом пространстве, связанная с отделением-отдалением своего ребенка. Если они к этому не готовы, и весь их внутренний мир вращается вокруг него, любимого... Что ж, тогда начинаются переживания, обиды, борьба, болезни, попытки управлять ребенком, добиться послушания любыми способами. И это в период, когда ребенку и так не сладко, – так и сломать можно. И тогда имеем «маменькиного сыночка», который обо всем советуется с мамочкой и без ее согласия не предпринимает ни одного серьезного шага в жизни. Это негативная модель родительского поведения, последствия ее – несамостоятельный и инфантильный человек, с неразвитым чувством ответственности.

Мудрые родители, сами – зрелые личности, понимают интересы ребенка и его возможные проблемы. Для ребенка важно знать, что его дом – это место спокойствия и стабильности, в котором можно передохнуть от жизненных передряг. И что его принимают здесь таким, какой он есть, без упреков и недовольства.

Но что же делать с чувством пустоты, возникающим у родителей в связи с отдалением взрослеющего ребенка? Прежде всего, вы должны понять, что он не виноват. Это вы не можете справиться с новой ситуацией. Его жизнь равномерно идет вперед, он постепенно меняется, и лишь консервативный взгляд родителей видит «грудничка», который и часа не проживет без родительской опеки. Трудно быть подростком. Трудно быть родителем... Но вы сами были такими же. Вас так же злило «непонимание» взрослых. Думаете, во время вашей юности все было иначе? Ничего подобного. Так было и тысячи лет назад. Признание подросткового права на «взрослость» – единственный способ сохранить со своим ребенком нормальные отношения.

Алена КРИШАЛОВИЧ

Главный вопрос родителей: «Пускать подростка на ночную дискотеку или нет?»

Инна, 10 лет дочери

По моему мнению, не стоит запрещать что-либо детям. Никуда не пускать? Когда моей дочери будет лет 15-16, я думаю, что пущу ее на ночную дискотеку, с тем условием, что я привезу ее туда с подругами, и по окончании дискотеки заберу. А так, чтобы она сама, без моего сопровождения пошла на дискотеку, только с компанией друзей, отпущу только тогда, когда ей исполнится хотя бы 18 лет, но не раньше.

Юрий Николаевич, сыновьям 22 года и 29 лет

Когда моим детям было по лет 15-16, для меня было важно одно – во сколько они вернутся домой и где они будут. В средних классах, когда школьная дискотека длится до часов 22-23, не думаю, что мой запрет сыграл бы какую-то роль. Сын сказал бы мне, что идет к другу Пете, а сам бы пошел на дискотеку. Я придерживаюсь того мнения, что не стоит ничего запрещать. Нужно доверять своим детям. Попытки закрыть подростка дома отталкивают от ребенка его знакомых. Его нет в компании, его забывают. Нельзя лишать ребенка общения. А что касается ночных дискотек, то, думаю, на них ребенка стоит пускать хотя бы не ранее 17 лет. А лучше – 18-ти.

Раиса, дочери 21 год

У меня не возникало особых проблем с дочерью в вопросе, пускать ее на ночную дискотеку или нет. Поначалу она отпрашивалась, но тогда она была еще слишком юна, и мы с мужем пресекли подобные просьбы. Возможно, потому она потеряла тот круг общения, с которым могла бы пойти куда-нибудь. А сейчас она и сама особо не ходит никуда. Учится. И мы довольны этим – дочь всегда рядом.

Алена КРИШАЛОВИЧ