№ 342 от 26.08.2004 | |
Бизнес! Бизнес... Бизнес? Я бы рассказал ему...Предприниматель Николай Николаевич Автухович из Волковыска, владелец фирмы «Радиотакси 22222», не однажды становился героем публикаций «БИ». Поводы для этого были: его бизнес соответствует лучшим европейским стандартам, он и его товарищи голодовкой протестовали против произвола налоговых органов, до сих пор фирма не вылезает из судебных процессов – кому-то очень хочется «наказать» активного и предприимчивого человека... Сегодня он снова – гость БИ. Утверждает, что ему есть что сказать и самому президенту Беларуси, если бы таковая встреча состоялась.
Николай Автухович: Хотел бы еще раз вернуться к причинам моего конфликта с налоговыми органами. Началось все с того, что не без моего участия в отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией попали материалы и факты коррупции в налоговых органах Волковысского района. В частности, отдельные работники налоговой инспекции взяли под особую опеку избранных предпринимателей, которые уклонялись от уплаты некоторых налогов. В ходе следствия некоторые налоговые инспекторы подтвердили эти факты. Правда, все они впоследствии были уволены. Очень неприятные вещи выявились и в отношении начальника районной налоговой инспекции, и в отношении ее заместителя. По фактам было возбуждено уголовное дело. Местные правоохранительные органы собрали много материалов, но в суд дело пока так и не дошло...
Когда чиновникам стало известно, от кого исходила информация о нарушениях, они, что называется, за Автуховича «взялись». Налоговая инспекция пыталась обвинить его, как частного предпринимателя, в нарушении порядка расчетов с фирмой «Ника-Транс», с которой у предпринимателя заключен договор о возмездном оказании услуг по управлению и технической эксплуатации автомобилей. В результате заседаний двух судебных инстанций претензии налоговой инспекции были отклонены. Однако налоговики воспользовались своим законным правом и подали надзорную жалобу в Высший хозяйственный суд страны... Когда начались массовые проверки «Радиотакси 22222», фирму лихорадило: приостанавливалась работа, замораживались счета, арестовывались автомобили. Впрочем, атмосфера проверок знакома любому предпринимателю – государство как будто заведомо подозревает проверяемого во всех смертных грехах. И никто не посчитал тех убытков, которые понес Автухович, и уж точно никому из тех же налоговиков не пришло в голову выяснить, сколько потеряло государство налогов от недополученной предпринимателем прибыли. Знакомый «совковый» подход: осмелился что-то сказать? – так мы тебя быстро прикроем.
Николай Автухович: Сейчас вновь чинятся «знакомые» препятствия: могут заморозить счет, наложить арест на имущество, запрет на отчуждение техники. Все это ведет к перебоям в работе, к регрессу в нашей деятельности. Как будто специально все делается, как будто им все равно, сколько мы отчислим в казну налогов, сколько окажем услуг населению, сколько создадим мест... Мы могли бы расширяться, а занимаемся бумажками и судами. Знаете, я долго мечтал создать такую фирму, чтобы люди пользовались ее услугами с удовольствием и ни при каких условиях не хочу от этого отказываться. Кстати, самое приятное, когда на фирму звонят пассажиры такси и просят поощрить того или другого водителя за его культурное обращение. Мы и теперь в будни обслуживаем до 800 заказов, а в выходные доходит даже до 1300. А теперь особенно, когда весь город в ремонте.
А ведь «Радиотакси 22222» оказывает весьма доступные услуги, да и сервис необычайный: где еще можно увидеть, как водитель с зонтиком провожает пассажира до подъезда во время дождя? Известно, что цены на топливо, запчасти и прочее поднимаются несколько раз в год, Автухович, как правило, меняет их не чаще одного раза. Введен новый социальный тариф для инвалидов, которые могут несколькими поездками пользоваться бесплатно. А когда принимают человека на работу, объясняют свои «условия» отношений с клиентом и требуют их выполнения. С теми, кто о договоренностях забывает, расстаются.
Такси – не единственное, чем занят предприниматель. Открыл на привокзальной площади бар, «круглосуточный», единственный такого рода в городе. Были посетители. Оценив потребности, решил построить новое здание, с уютным залом, хорошей кухней. Пошел к председателю райисполкома, объяснил идею, тот пообещал. Но... Реализация идеи растянулась на два года. Очевидно, что искусственно. Предлагал организовать радио FM в городе, ведь в Волковыске нет нормального приема радиостанций. Узнал сколько это стоит, где купить оборудование, как получить частоту. Опять пришел к председателю райисполкома, а он отвечает Автуховичу, что им уже достаточно одной «оппозиционной» газеты. Мол, если хочешь радио, так дай нам деньги, мы сами сделаем. Что может сделать чиновник, если он только идею постройки ресторана (не за бюджетные деньги, за частные!) два года рассматривает. О каких «делах» речь?!
Николай Автухович: Из своего жизненного опыта знаю, что есть разные люди, как во властных структурах, так и среди предпринимателей. Я не могу говорить за всех и всех хвалить или оправдывать. Но вот пример. Когда президент Беларуси заговорил о том, что нужно поднимать наши отстающие колхозы, я с самыми серьезными намерениями воспринял это. Поехал в один из колхозов, познакомился с председателем, предложил ему совместно засеять на выгодных для нас обоих условиях землю, вырастить урожай, убрать его и поделить доходы. Я собирался вложить туда свои средства. Как только об этом пронюхали районные начальники, председателя... освободили от занимаемой должности. Работу он нашел в соседнем районе, но и туда слушок дошел – и оттуда попросили уволиться.
Законы, по которым развивается бизнес, придуманы давно и не нами. Любой человек, берясь за дело, просчитывает, как добиться наибольшего эффекта. Начинается финансовый год, закипела работа, все по плану (у нормального бизнесмена планирование похлеще, чем при социализме), ан нет! В середине года выходят новые решения, постановления, декреты, инструкции, которые не только ломают бизнес-планы, но и сами себе противоречат. Как работать? Возможно, те, кто в высоких кабинетах радеют об экономике и постоянно «совершенствуют» законодательство, никогда не имели дела с практикой и пониманием бизнеса.
Я предложил Николаю Николаевичу, представить гипотетическую ситуацию, что во время проведения дожинок в Волковыске глава государства пригласит его на встречу. Что бы предприниматель Автухович сказал президенту Лукашенко?
Николай Автухович: Я в предпринимательстве с начала 90-х. Хотелось бы поговорить о законах и власти, которая их исполняет, ведь это и есть та голова, с которой начинает гнить рыба. Я бы рассказал ему, как влияют «декреты» на работу как обычного предпринимателя, так и целой страны, показал бы ему документы, касающиеся его представителей в Волковысском районе, которые от имени президента правят на местах. Показал бы ему письма и просьбы от обнищавших людей, которые приходят за помощью, свозил бы в школу-интернат, которой каждый год покупаю канцелярские принадлежности к новому учебному году. Я бы просто провел его по своему Волковыску, познакомил с людьми. Не с теми, которых ему подводят на площадях во время встреч, а с обычными людьми... Думаю, что такая встреча больше нужна не мне, а самому президенту. Он должен знать действительность маленьких городков и деревень.
Предприниматель Николай Автухович работает со многими партнерами из европейских стран и стран бывшего соцлагеря. Он отмечает, что в этих странах работать теперь намного легче, чем в развитой Германии, есть много льгот, различных привлекательных проектов. Все это ждет и Беларусь, нужны лишь реформы и люди, которые не боялись бы их проводить в жизнь и идти вперед, помня при этом, что любые преобразования имеют одну цель – улучшение жизни людей.
Михаил КАРНЕВИЧ |
|