№ 342 от 26.08.2004  

Специальный репортаж

Гродненская кавалерия

<<risНа создание данного материала меня натолкнула поразительная картина, увиденная еще на праздновании 60-летия освобождения Гродно от немецко-фашистских захватчиков.

Бросив взгляд на так называемый занавес сцены на улице Левонабережной, где проходило торжество, НАД ним я увидела... мерно продвигающуюся вперед голову в милицейской фуражке. Все бы ничего, но занавес был, минимум, два с половиной метра высотой! Убедив себя в том, что вижу одного из самых высоких людей мира, почти успокоилась. Однако, когда дядя Стёпа-Великан приблизился к краю занавеса, и, вместо его плеч, рук и туловища показалась голова лошади, моя восприимчивая психика была близка к истерике. Учитывая дух противоречия «дамского» подсознания, нет ничего удивительного в том, что направилась я дальше сходить с ума на конный двор, принадлежащий кавалерийскому взводу отдельного батальона УВД Гродненского облисполкома – одной из «отраслей» патрульно-постовой службы.

Конная милиция была создана в 1991 году по решению начальника областного УВД Федора Павловича Гудея. Штатные единицы ввели в январе следующего года. На первых порах во взводе было 8 лошадок, и, конный двор располагался в зеленхозе «Принеманский». В 1997 году кавалерийский взвод, вместе со всем своим имуществом, переместился в стандартный комплекс для содержания лошадей на ул.Домбровского.

На службу в конный патруль сотрудники ППС шли только по своему желанию, именно потому там работают люди, которые по-настоящему любят лошадей, не боятся их, которые находят в лошади боевого товарища, разделяющего с всадником все трудности.

«Отсидев» положенное время в милицейском городке на ул.Красноармейской, дала клятву командиру батальона ППС Дмитрию Юрьевичу Акифьеву (положив руку на редакционное удостоверение) «писать только правду и ничего, кроме правды».

Добралась-таки до командира кавалерийского взвода капитана Николая Николаевича Данещика.

С момента повторного основания патрульно-постовой службы прошло почти 10 лет. Стражей правопорядка, ранее разбросанных по участкам города, вновь объединил приказ Министра внутренних дел РБ. С тех пор ППС остается одним из ключевых подразделений в системе охраны порядка в общественных местах. На сегодняшний день оберегают наш сон и не позволяют развеселившейся молодежи разнести весь город пять взводов ППС, в которых служат около 150 милиционеров.

Гродненская ППС, в принципе, уникальная служба для Беларуси – в отличие от многих подразделений других областей, «наши» ребята активно используют в работе животных. Разумеется, не хомячков и ежиков (хотя, кто доподлинно знает?), а лошадей. И вот, в Гродно одним из пяти взводов отдельного батальона УВД Гродненского облисполкома и является– кавалерийский, службу в котором несут 30 милиционеров...и 12 лошадок.

Как оказалось, конный наряд сильно отличается от пешего. Как бы глупо это ни звучало, главное отличие – это «способ перемещения» при патрулировании участка. Впрочем, и те, и другие – на «коне», правда, одни – на железном, пахнущем бензином, а вторые – на настоящем, живом, размахивающем гривой...и ничем не пахнущим! Ведь перед выходом на дежурство, до 10.00 утра, коней моют, чистят от копыт до холки сами кавалеристы. Да и место и время несения службы сильно различаются – пешие патрулируют в городе в вечернее и ночное время, а конники – днем и в лесу. Точнее в зонах отдыха – палаточном городке и вокруг детских лагерей, лесных массивах Пышки, Румлево, на озере Юбилейном и дачных участках (и не пасут они коней на огородах, а охраняют!). Еще одна особенность милицейских лошадок – регенерирующее свойство. В то время, как «железные кони» отслуживают свой срок и идут на списание, лошадки способны произвести на свет себе замену.

Миссией конников является охрана общественного правопорядка, недопущение и предупреждение преступлений в местах несения службы. У каждого милиционера свой сектор ответственности. Посты поставлены так, что весь участок находится под контролем взвода. Конный патруль в парковой зоне имеет большие преимущества перед пешим: всадника видно издалека, и нет на свете дураков, которые при милиционере начнут «преступничать»; также, в случае необходимости, верхом на лошади можно «прочесать» большие участки леса за довольно короткий срок. Лошади не требуется дорога, она легко пробирается между деревьями, и при этом она способна развивать скорость до 70 км\час.

Помимо дежурств в лесных массивах, конная милиция несет службу и во время массовых городских мероприятий. Для этого лошадей приучают не бояться громких звуков, резких движений, как говорится – «пристреливают».

Милицейские лошадки не только несут службу, но и активно участвуют в соревнованиях по самому захватывающему конному виду спорта – конкуру (соревновании в прыжках), где учитывается не только время, за которое преодолены все препятствия, но и чистота прыжка – не обнесла ли лошадь препятствие, не уронила ли жердь. В прошлом году конно-спортивная школа организовывала соревнования, где принимали участие и представители от конной милиции. Ну и, естественно, милиция оказалась сильнейшей и здесь, завоевав первое место.

Максимальный возраст лошади, пригодной для несения службы, – 18-20 лет. В милицейской же конюшне содержатся лошади совершенно разных возрастов – от 2-х до 16-ти лет. Именно командирскому коню Докладу (правда, конкретная кличка?), пришедшему на службу вместе с Николаем Николаевичем, 12 лет. На службу лошадки поступают из колхозов «Вертелишки», «Квасовка», «Озеры». В возрасте год-полтора на коня одевают седло, объезжают уже в манеже на конном дворе. В основном, этим занимается сам командир конного взвода Николай Николаевич Данещик. Он же и тренирует молодых сотрудников конного взвода, которые приходят сюда, не имея зеленого понятия о том, что такое лошадь и с «чем ее едят», но очень хотят работать с животными. Он же – «личный» лечащий врач лошадей – ветврач.

Капитан Николай Николаевич Данещик, командир кавалерийского взвода отдельного батальона патрульно-постовой службы УВД по Гродненской области. Родился в 1963 году в Волковысском районе, закончил Высшую школу милиции и Академию ветеринарной медицины. Фактически с 1978 года работает с лошадьми. 1990 год – директор конно-спортивной школы в г.Волковыске. При формировании конной милиции в 1992 году переехал с семьей в Гродно.

По всеобщему признанию сотрудников ППС, Николай Николаевич – командир-энтузиаст. «Если бы не было Данещика, всего бы конного взвода давно бы уже не стало, – поговаривают ППС-ники. – Он живет лошадьми. Из кожи вон лезет, чтобы достать лошадку покрепче да помоложе для своего взвода, а где он берет корм для лошадей – только ему самому и известно. Финансов, ведь, которые выделяются на содержание лошадей, наверняка, не хватает. Лошадь – дорогое удовольствие. Только одна кобылка в месяц обходится в 30-40 тысяч, по грубым подсчетам».

Те же сотрудники рассказали и об особой «системе» задержания подозреваемого в совершении преступления. В качестве иллюстрации привели недавний случай, когда у женщины два парня отняли кошелек и убежали в лес. Конный наряд, прочесав лес, задержал преступников, и, вызвав автопатруль, «отправил» их в отделение. Однако, сотрудники конной милиции способны задерживать преступников не только верхом на коне, но и на... велосипеде. Услышав вопрос о «велосипедной гонке по городу», командир взвода Николай Николаевич с улыбкой на лице рассказал историю:

– Это случилось в марте текущего года. После дежурства в ночную смену мне удалось поспать часа четыре, не больше. А потом опять вышел на службу. Поставив конные наряды на маршруты, я ехал с водителем милицейского УАЗ-ика Сашей Шанчуком на конный двор. Когда мы проезжали мимо крытого рынка «Корона», на дорогу выбежал мужчина, который размахивал руками и кричал, пытаясь привлечь наше внимание. Только остановились, как он выпалил: «Машину пытались угнать», – и указал на парня, который быстрым шагом удалялся от нас. Я схватил радиостанцию и побежал за подозреваемым, потерпевший – за мной. Милиционер-водитель остался в машине. Погода была ужасная, начало весны, кругом слякоть, лужи, я еще в зимней форме – в тяжелом бушлате, не выспавшийся, к тому же, поскользнулся и упал – стало еще тяжелее бежать. А угонщик – молодой, да и одет легко, как погнал по дороге. Чувствую, что не догоню, сил не хватит. А тут, откуда ни возьмись, мальчишки на велосипедах. Я подбегаю к одному, – «Дай велосипед!» — «Не дам!» – «Дай велосипед, тебе говорю, перед тобой милиционер или кто?» – «Дяденька, вы только верните...» – «Беги за мной!». На велосипеде я, естественно, двигался быстрее, по радиостанции начал координировать движение водителя на автомобиле. Парень бежал в сторону ДК «Юность», туда я водителя и отправил. Странно оглядывались на меня прохожие – капитан милиции, в мокрой одежде «летит» на велосипеде по улице, а за ним мужчина с мальчишкой бегут. Что люди подумают? Милиционер украл велосипед, а за ним бежит обиженный ребенок с папашей. Самому смешно стало. Подъехав к памятнику афганцам, увидел, что водитель Саша Шанчук догнал угонщика, и к нему на помощь уже пришел оказавшийся рядом другой сотрудник милиции. Я слез с непривычного «коня», отдал его мальчишке. Устал, еле дышу. Вдруг слышу выстрел. Вся усталость мигом пропала, опять побежал, теперь уже на помощь к сотрудникам. Втроем мы доставили подозреваемого в райотдел. Потом узнал, что угонщик – гражданин России, не впервой попадается на угонах в Беларуси».

Много шума наделала эта история. Еще бы! Сорокалетний милиционер на велосипеде задерживает угонщика. Вот она, «нашенская» смекалка, – ведь другой бы бежал до потери сознания...

Алена КРИШАЛОВИЧ