№ 344 от 09.09.2004 | |
Специальный репортаж «Не хотим жить в «зоне»...В ближайшее время на бывшей учебной базе «Черлена» в Мостовском районе планируется организовать так называемое «вольное поселение» осужденных за мелкие правонарушения. Часть жителей окрестных деревень выступает категорически против поселения.
История конфликта
Когда жители деревень Княжеводцы и Плодовая узнали о планах властей, часть из них, мягко говоря, была ошеломлена и испугана будущим неприятным соседством. Пока что осужденные, которых планируется переселить, находятся в исправительном учреждении открытого типа в деревне Грушевка. Помещения учреждения – в аварийном состоянии, поэтому и возникла необходимость переселения.
Недалеко от базы «Авиатор» находятся несколько хуторов. Живут люди в мире и согласии, как водится, двери на замки не закрывают, доберманов на цепях не держат, да и заборов, как таковых, нет. «Похоже, что нашему спокойствию пришел конец, – говорит одна из жительниц Анна Милошевич, – осужденные есть осужденные, и так просто их бы не посадили. И ведь милиционера рядом с каждым «зэком» не поставишь, будут ходить, где захотят. А нам ни в лес, ни на речку...»
В письме одному из местных жителей полковник внутренней службы, начальник Управления исполнения наказаний А. Ничипорук успокаивает людей: «На территории Гродненской области размещено 9 исправительных учреждений открытого типа, из них 8 – в сельской местности, которые находятся на балансе хозяйственного органа, где работают осужденные. По два учреждения открытого типа расположены в Гродненском и Щучинском районах, по одному – в Ошмянском, Зельвенском, Берестовицком, Мостовском районах и в Октябрьском районе г. Гродно с общей численностью 980 человек. Во всех указанных районах исправительные учреждения открытого типа дислоцируются в населенных пунктах. Преступлений, совершенных осужденными данной категории, которые бы имели большой общественный резонанс (курсив – Д.Е.), в области не зарегистрировано». Впрочем, население никак не успокаивается, ибо пугает людей не вероятный общественный резонанс, а сами преступления.
Жители двух деревень стали собирать подписи под обращением к местным властям, в котором просят не селить заключенных на базе «Авиатор»: «Деревня Княжеводцы вся – из хуторов, где население на 99% пенсионеры. Все их богатство состоит из садов, огородов и домашней живности (без заборов и запоров), и лучшего места для воровства не найти. Когда здесь стояла воинская часть (всего 10 человек), они иногда «чистили» хутора, люди обижались и очень сильно переживали. Но если сюда переселить роту зэков, то все равно, что подписать нам смертный приговор. И если нас не добили немецкие фашисты 23 июля 1943 года, то свои добьют, это точно. На коленях вас просим, избавьте нас от этих соседей, разрешите нам пожить без войны...» Всего под обращением подписалось 57 человек.
«Кто нам мешает?»
Власти среагировали моментально. Помимо письменных ответов на обращение, с местными жителями начали активно «работать» правоохранительные органы. Сначала сельчан уговаривали по-хорошему, обещали, что «зэки» будут им помогать в хозяйстве, поставят заборы, и что они вообще – «хорошие». На кого-то из сельчан уговоры подействовали, кто-то просто испугался двух настойчивых людей в милицейской форме. Самых «строптивых» начали запугивать. По словам сельчан, милиционеры их «ругали» и грозили «неприятностями», вплоть до того, что «дело» будет передано в суд. Беседуя с местными жителями, милиционеры искали зачинщиков, интересуясь, кто своими обращениями «мешает» работе правоохранительных органов.
В итоге, приехала комиссия, которая опрашивала жителей. Нашлись те, кто нового соседства опасался, и те, кто ничего не имел против. В итоге был сделан вывод, что «указанные в обращении предположения сильно преувеличены и не представляют собой почвы для беспокойства».
Правоохранительные органы понять тоже можно – содержать заключенных в аварийных зданиях становится опасным для жизни людей. Средств на капитальный ремонт, а тем более постройку новых зданий, нет, вот и приходится искать пустующие строения на территории области. Тем не менее, методы «убеждения» местного населения вызывают недоумение.
Уникальная «зона»
Есть у этой истории и еще один аспект – экологический. До недавнего времени учебная база принадлежала Белорусскому государственному педагогическому университету им. Максима Танка. Вот как описывают ученые территорию учебной базы, где проходили практику студенты.
«Исследования показали, что агробиологическая база «Черлены» является уникальной, что и привело к созданию на этой территории комплексного биологического заказника местного значения «Черлена». Основу заказника составляют геологические и геоморфологические объекты. Примерно 2 км выше по течению от д. Лунно находится республиканский геологический палеонтологический памятник природы «Обнажение древних отложений Княжеводцы», утвержденный в 1996 году. (...) По массовости остатков травянистых растений рассматриваемая флора имеет мало себе равных не только в Беларуси, но и вообще на территории Восточно-европейской равнины. (...) Часть дюн разработаны карьерами. В некоторых из них обнаружены кремневые сколы, скребки, сделанные руками древнего человека. (...) Также выявлен ряд редких или очень редких для региона и флоры республики в целом видов растений. Некоторые из них приводятся впервые для флоры республики или же не отмечались в Беларуси на протяжении последних 50-100 лет».
Дмитрий ЕГОРОВ |
|