№ 346 от 23.09.2004  

Политика

Регистрация с душком

<<risБольшинство претендентов от демократических партий на Гродненщине, которые стремились стать кандидатами в депутаты Палаты представителей, не стали ими, и никому из кандидатов от власти в регистрации не отказано – такой итог первого этапа избирательной кампании. В целом по Беларуси оппозиционные политические партии выдвинули 224 кандидатов, 100 из которых было отказано в регистрации по разным причинам. Правда, в эти дни Центризбирком рассматривает жалобы незарегистрированных претендентов.

Особо на Гродненщине потерпели представители Объединенной Гражданской партии: из 6 кандидатов зарегистрирован только один – Мария Богданович в Лиде. От Белорусского Народного фронта кампанию продолжат трое из семи: Николай Ворон, Алесь Островский – по Гродно и Алесь Дергачев в Сморгони. От Белорусской социал-демократической Грамады только Валентин Аскирка. Из пяти кандидатов от Партии коммунистов Белорусской участвовать в избирательной кампании продолжат четверо. В качестве независимых кандидатов ведут избирательную компанию в Мостах – Алесь Зарембюк, в Щучинском и Вороновском районах – Александр Милинкевич и в Волковыске – Николай Автухович.

Самым очевидным итогом регистрации кандидатов на Гродненщине стало то, что не зарегистрированы наиболее подготовленные, образованные, с сильными командами и тем самым не угодные власти граждане. Среди них особенно хотелось бы выделить Ярослава Романчука и Юрия Истомина. Наши читатели очень хорошо знают Ярослава по публикациям на экономические темы, а также юриста Истомина.

В пресс-клубе

Во время заседания Гродненского пресс-клуба зарегистрированные кандидаты и незарегистрированные претенденты попытались проанализировать ситуацию. Все без исключения пришли к выводу, что власть фальсифицировала результаты регистрации. Юрий Истомин, в частности, констатировал, что ему приписали чуть более одной тысячи рублей от фирмы, о которой он вообще не слышал и даже не представляет, где ее искать. А Зинаиду Бондаренко, народную артистку Беларуси, баллотирующуюся по Сморгонскому избирательному округу, обвинили в том, что она скрыла доход в размере 20 рублей. Этим самым, подчеркнул Истомин, власти применили не только испытанные методы фальсификации, но и новые технологии – внимание было уделено декларированию доходов.

Александр Милинкевич отметил, что давление на его команду началось с первых дней, как только стали известны члены инициативной группы. Учительницу из Берштовской школы начальство откровенно обвиняло в том, что она, собирая подписи, «играет в политические игры», пугали увольнением с работы. Замечания и угрозы прозвучали в адрес еще 30 человек инициативной группы.

То, что рассказал Тадеуш Гавин, попахивает чистейшим криминалом. Местные представители власти с участковым милиционером наведывались к пожилым людям в деревнях, подписавшимся за кандидатов, и просили их расписаться на чистом листе бумаги якобы для сверки образцов подписи. Наивные люди и сделали это безо всякой задней мысли. А далее в комиссиях появились «собственноручно подписанные» заявления избирателей об отказе от поставленных подписей, о «разоблачении обманщиков» и т.п.

Не менее «пропахшей» выглядела и еще одна схема регистрации, когда выдавали разные справки о зарплате: на руки человеку – одну, а в окружную комиссию – другую. В результате – отказ в регистрации из-за недостоверных сведений в декларации о доходах. Об этом говорил Володя Червоненко. Он был в недоумении, когда услышал об этом во время регистрации. Кстати, именно по этой схеме был снят с регистрации лидер парламентской группы «Республика» генерал Валерий Фролов. Валерий Дмитриевич получил в бухгалтерии Палаты представителей справку о своей зарплате в качестве депутата. Точно такая же справка была получена в органах Министерства обороны о размере пенсии. Но каким-то неведомым образом те же структуры дали в окружную комиссию совершенно другие данные.

В Волковыске, по словам Николая Автуховича, членов его инициативной группы заставляли «признаться», что они собирали подписи не по своей воле. Правда, никто на это не поддался.

Если бы не референдум...

Тем не менее, включить красный свет перед всеми оппозиционными кандидатами на этом этапе власть пока не решилась. По всей вероятности, на это повлиял предстоящий референдум. Иначе, что бы получалось: заранее известно, что выбора у избирателей нет? Так нужно ли тогда голосовать на референдуме? Этим вопросом могли бы задаться даже самые аполитичные наши граждане. Кстати, как зарегистрированные кандидаты, так и незарегистрированные претенденты в один голос заявили, что обязательно станут работать против идеи референдума, чтобы не допустить на пожизненный срок господина Лукашенко. Власти, естественно ,будут действовать в обратном направлении.

И еще одно интересное замечание. После регистрации кандидатов на Гродненщине стало очевидным, что претендентов на место депутатов в избирательных округах осталось по два-три человека. Это означает, что выборы планируется провести в один тур, вместе с референдумом.

Михаил КАРНЕВИЧ