№ 346 от 23.09.2004  

Политика

Как «фильтруют» кандидатов

<<risТадеуш Гавин, долгое время возглавлявший Союз поляков Беларуси, опротестовал в Центральной избирательной комиссии по проведению выборов и республиканских референдумов и в прокуратуре Гродненского района решение окружной избирательной комиссии Гродненского сельского округа №54 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Палаты представителей. И снова – отказ.

Из решения избирательной комиссии Гродненского сельского округа №54 следует, что отказ в регистрации Тадеуш Гавин получил в связи с признанием более 15 % подписей избирателей в подписных листах недостоверными (проверено 350 подписей, признаны недостоверными – 62). С решением комиссии Гавин категорически не согласен. Как сказано в жалобе Гавина, копия которой направлена в БДИЧП ОБСЕ – миссию по наблюдению за парламентскими выборами, во время проверки подписей, собранных в его поддержку, представители местных органов власти оказывали давление на избирателей.

Выяснилось, что путем обмана граждан заставляли подписывать чистые листы бумаги, якобы для сверки подписей. Вот заявление одной из жительниц Путришек, подпись которой за кандидата в депутаты Гавина была подвергнута сомнению в избирательной комиссии: «Я, Скорб Янина Михайловна, собственноручно поставила подпись в подписном листе, который был заполнен. При проверке подписей, по просьбе представителей органов местной власти я поставила подпись на чистом бланке». Как утверждает Гавин, позже на бланке за подписью Скорб появилось ее «свидетельство» о том, что «подписной лист был не заполнен». По просьбе проверяющих на чистом бланке поставила свою подпись и Анна Ломаник.

По словам избирателей, председатель сельского совета Ровбо, принимавший участие в проверке, угрожал неприятностями жителям деревни Путришки, которые отказывались подписывать чистый бланк. В частности, в беседе с Генрихом Станевичем председатель Ровбо заявил: «Вот придешь к нам в сельский совет, тогда по-другому поговорим». Эти слова Станевичем были восприняты как угроза. К сожалению, некоторые жители Путришек после проведенных с таким служебным рвением проверок от подписей отказались. Окончательный ответ о том, собственноручно ли они ставили подписи, может дать только почерковедческая экспертиза.

Как сообщает Тадеуш Гавин, председатель окружной избирательной комиссии Лобко отказалась сообщить ему, сколько актов проверок было составлено в Путришках, и какие именно претензии имеются к подписям.

Недействительными окружная избирательная комиссия признала также подписи работников частного магазина в Сопоцкине. Комиссия пришла к выводу, что подписи были собраны в рабочее время, хотя есть письменное свидетельство, что это было в обеденный перерыв.

Как указано в жалобе Тадеуша Гавина, в деревне Кадыш Сопоцкинского сельсовета при проверке достоверности подписи Станиславы Мещанской ее также попросили расписаться на чистом бланке. Затем на нем появилась запись якобы от ее имени, что за кандидата она не подписывалась и дату не ставила. На акте об отказе от подписи стояли фамилии члена окружной комиссии Н.Адамени, председателя сельсовета Е.Русиной и гражданки Лазук. По словам Гавина, после его жалобы в ЦИК именно этот документ был признан незаконным.

В жалобе Тадеуша Гавина приводятся примеры, когда проверка подписей в его поддержку в Путришках сопровождалась распространением несоответствующих действительности сведений, порочащих кандидата. Так, по словам жителей деревни Путришки, председатель сельсовета Ровбо, принимавший участие в проверке, заявлял избирателям, что Гавин – нечестный человек, которым занимается прокуратура. Были примеры, когда проверяющие просили избирателей назвать дату подписи в поддержку Гавина. Если отвечавший затруднялся вспомнить, из этого делался вывод, что дату он самостоятельно не ставил.

Регина Некревич, член инициативной группы Тадеуша Гавина, свидетельствует, что избиратели сельского округа говорили ей, что подписывали листы бумаги по просьбе представителей местной власти.

Тадеуш Гавин считает, что при проверке представители местных органов власти оказывали давление на избирателей и путем обмана составляли незаконные акты о недействительных подписях. Гавин отмечает, что из бесед со своими избирателями он выяснил, что в Кадыше, в Путришках, Пролейках, Цыдовичах, Гоже, Индуре, Радзивилках, Яскевичах, Гродно разные должностные лица действовали по одной схеме – запугивания и обмана избирателей. В связи с этим Гавин обращался в Центральную комиссию по проведению выборов и референдумов, а также прокуратуру Гродненского района – дать правовую оценку действиям должностных лиц при проверке действительности подписей в его поддержку, а также признать недействительным отказ в его регистрации кандидатом в депутаты Палаты представителей.

По словам Тадеуша Гавина, Центральная избирательная комиссия приняла протест только по 2 подписям из 12, подлинность которых он доказывал. Несмотря на то, что до Минска не дошли 2 акта окружкома с 10 подписями, которые он опротестовывал, Центральная избирательная комиссия жалобу Гавина отклонила. Основатель Союза поляков Беларуси, известный общественный деятель Тадеуш Гавин намерен опротестовать решение ЦИК в Верховном суде Республики Беларусь.

Наталья МАКУШИНА