№ 347 от 30.09.04  

История и культура

Там хорошо...

<<risгде нас нет, добавит читатель. На данный момент мое «там хорошо» – это Германия, а точнее – Бавария. Этот рассказ о Баварии для людей, много путешествующих по странам более-менее цивилизованным, не будет новостью. А для меня, не уезжавшей никуда дальше Польши, все, вплоть до дверных ручек, было открытием. Оговорюсь сразу, впечатления эти носят несколько бытовой характер. Потому что я в очередной раз имела возможность убедиться, что люди везде по большей части одинаковые. И если ведут себяони в некоторых ситуациях не так, как мы, то, наверное, имеют на это свои причины.

Дверные ручки и прочее для удобства

Моя подруга Юля, которая живет в Мюнхене уже три года, очень часто повторяет, что немцы большие молодцы по части устроить свою жизнь удобно. Я и не подозревала, что на самом деле может быть все настолько продумано. Начнем с этих самых ручек. В доме, в котором я жила (четырехэтажный, по две квартиры на этаже, в центре города), никто не запирает на ночь двери. В этом нет необходимости. Дело в том, что внутренние ручки – обыкновенные, проворачивающиеся, а внешние – не поворачивающиеся кругляши. Поэтому дверь, даже не закрытую на замок, снаружи можно открыть только при помощи ключа. Да, подъезд тоже закрыт на замок, причем, ключи от квартир у всех разные, но открывают и подъезд. В этом доме есть выход во внутренний дворик, в который попасть с улицы можно через арку, и где все оставляют свои велосипеды. Когда вечером в темноте приезжаешь с прогулки и входишь во дворик, срабатывает датчик массы и включается свет.

Немцы очень много ездят на велосипедах. Поэтому с краю всех тротуаров есть велосипедные дорожки с разметкой, покрытые хорошим новым асфальтом, тогда как тротуары мостятся булыжником. Там первый раз я увидела светофоры для велосипедистов, которые расположены на уровне глаз этих самых велосипедистов, и огромное количество удобных съездов с тротуара во всевозможных местах. Только один раз (а передвигалась я исключительно на велосипеде в силу дороговизны билетов на транспорт – около 2 евро) мне пришлось спрыгнуть на велосипеде с высокого бордюра, и то в этот момент правила нарушила я.

Заблудиться в Мюнхене, имея карту, неважно на каком языке, почти невозможно – на всех перекрестках стоят знаки с названиями улиц. В метро прямо с улицы ведут лестницы и эскалаторы. В некоторых входах эскалатор только один, он стоит и ждет, пока ты к нему подойдешь, и включается в ту сторону, в какую тебе надо. Правда, я не заметила на лестницах в метро съездов для инвалидных колясок. Долго удивлялась, как это в такой стране, где все так продуманно, где так заботятся о людях с ограниченными возможностями, нет такой простой вещи! Вопрос разрешился во время одной из велосипедных прогулок, когда я наткнулась на большую будку посреди тротуара с незамысловатой надписью «Лифт». В съездах нет никакой надобности, ведь все, кому тяжело подыматься, могут воспользоваться лифтом. На станциях мюнхенского метро есть общественный туалет. По-моему, он бесплатный (во всяком случае, с меня никто денег не требовал), но принято давать на чай уборщику.

Под контролем... потоп

Немцы – большие любители чувствовать, что у них все под контролем. В центре Мюнхена течет река Изар. Но «течет» – это сильно сказано, – она как-то странно разделена на разные уровни, которые идут параллельно, от нее отходят каналы. Кроме этого, под городом существуют подземные резервуары для сброса лишней воды. В результате этих ухищрений во время всеевропейского потопа Мюнхен не залило – всего лишь поднялся уровень воды в реке. Кстати, хоть город и стоит на реке, вода подается альпийская, чистейшая и жутко дорогая. Ванну люди среднего класса принимают изредка – экономят и моются под душем. Зато минералку почти никто не покупает: газируют воду из-под крана и пьют.

Любовь к обустройству затрагивает и здания. Дома, которые у нас считались бы свежеотремонтированными, там одеваются в леса и штукатурятся с выносом и переделкой всех внутренностей. А студенты университета живут в общежитии – по одному на комнату, или в бунгало – таких маленьких двухэтажных домиках на одного с балконом, кухонькой и прочими удобствами. Этих бунгало там – целый городок, и студенты стараются, кто во что горазд – раскрашивают свои домики, как могут.

В движении...

Первое, что бросается в глаза, – немцы очень спортивные. На работу ездят на велосипеде – зачастую, можно встретить дамочку в строгом костюме, на шпильках, накручивающую педали. Водители автомобилей водят очень аккуратно, учитывая «интересы» велосипедистов. Гораздо легче столкнуться с мотоциклом, те гоняют немилосердно и ни на кого не глядя, или с другим велосипедом – их огромное количество, и скорость они развивают приличную. Детей возят за собой в чем-то, похожем на смесь тачки, манежа и палатки, которая закрепляется сзади за седло или багажник. Тем родителям, которые предпочитают ролики, приходится такие тачки толкать перед собой вручную. По вечерам в парках – толпы самых разнообразных бегунов. В центре города, в Английском саду, – основное место занятий серфингистов. Не удивляйтесь – в саду есть каналы, и вода одного из них, выходя из-под моста, создает необходимые волны.

Есть у них и такая удобная для путешествий штука, как баварский билет. Имея такой билет можно путешествовать по Баварии на метро и поездах в любую сторону и на любые расстояния в количестве пяти человек в течение дня.

Баварские штучки

Одеваются баварцы, как Бог на душу положит. Кто-то очень следит за своей внешностью, кто-то идет, в чем встал. Но некоторые носят национальную одежду. Мужчины – кожаные шорты, шляпы с залихватским пером. Женщины – клетчатые платья с передниками. Мне показалось, что мужчин, одетых в национальное, – больше. И стоят эти национальные уборы очень дорого. В каждом баварском городке в центре стоит столб с фигурками мастеров. В местной традиции также белые баварские сосиски, белое пиво и соленые бублики, которые положено поедать с ним, желательно в пивном саду.

Полина ГЛАЗ