№ 349 от 14.10.2004 | |
Политика Судный деньТакое чувство, что до 1994 года мы жили на деревьях и таскали друг друга за чубы, взирая диким взглядом в сторону Запада. Такие эмоции у меня вызывает в последние недели просмотр белорусских телеканалов. А еще, оказывается, у нас в Беларуси, в отличие от других стран, просто рай земной. И всё это деяния одного человека, такого белорусского мессии, статус которого один из его преданных вассалов назвал "чуть выше Бога". Так и хочется воскликнуть: "Хочу жить в Беларуси!" Юрий ИСТОМИН юрист, Объединенная Гражданская Партия
Обещания разных лет
Последние перед выборами и референдумом недели ознаменовались невиданным напором местного агитпропа. Публике наглядно демонстрировались достижения во всех сферах жизни белорусского государства и раскрывались дерзновенные планы на будущее. Реальность же такова, что, отбросив эмоции и посмотрев на положение дел в стране, реальный уровень доходов своей семьи, приходишь к неутешительным выводам. Так и хочется сказать: "Не верю!".
Обеспечение достойного уровня жизни граждан является наиболее важной функцией государства. Любого. Кто бы ни был президентом. И основным мерилом здесь является уровень доходов граждан в стране. А механизм реализации повышения уровня – развитие бизнеса, нормальный инвестиционный климат, создание рабочих мест. Участие государства в реализации механизмов минимально – прими соответствующие законы – и спи спокойно! В Беларуси данная функция государства превратилась в главное её достижение.
1994 год. Главный лозунг президентской гонки кандидата Лукашенко – борьба с коррупцией. Немного в тени – "компенсировать все потерянные вклады граждан в Сбербанке в период до лета 1994", "резко повысить благосостояние народа и приблизить его к уровню экономически развитых европейских государств". Срок установления рая в Беларуси – 1996 год.
2001 год. Зарплата в 250$ явилась украшением программы кандидата Лукашенко. Она была дополнена фразой "учитель, врач, учёный будут получать зарплату в 1,2 – 1,5 раза выше средней".
2004 год. В отличие от выборов, референдум не предполагает публикации предвыборной программы, а обещать избирателям хорошую жизнь как-то надо. 6 октября из общения с "вертикалью" народ узнал, что "скоро будем иметь сначала 250$, а потом и все 500$ ежемесячно". А двумя неделями раньше, выступая перед студентами брестского университета, был озвучен новый предел мечтаний белорусского избирателя – 750$, но в 2010 году... Вот тогда поживем!
Безадресная помощь
Лукашенко не раз подчёркивал, что Беларусь – государство социальное. А одна из основных функций социального государства – помощь нуждающимся. В 1994 году в газете "Белорусская молодежная" № 10 (36) Александр Лукашенко обещал: "Общих слов не будет – только реализация уже разработанных правительством программ адресной помощи всем нуждающимся". Такой пункт предвыборной программы человека, выросшего среди животных и растений, подкупил многих легковерных бюджетников и сельчан своей кажущейся справедливостью.
В Беларуси 34 категории граждан (к примеру, пожилые люди, малообеспеченные, неполные семьи, военнослужащие и бывшие военнослужащие, молодежь, жертвы катастроф и т.д.). получают разного рода социальную помощь. Она оказывается в 29 разных формах (к примеру, предоставление продуктов питания, предметов, лечебной помощи, информационной и финансовой поддержки и т.д.). Граждане различных категорий получают около 300 льгот. К примеру, до недавнего времени льготой по пользованию телефоном пользовались 250 категорий граждан. Транспортные льготы имела чуть ли не половина населения. Разве такую социальную систему можно назвать адресной?
Власти не знают, как организовать помощь реально нуждающимся. Они предпочитают помогать всем сразу. А в толпе – как в толпе. Лучшие куски достаются далеко не тем, кто слабее и беднее. Власти неистово запрещали повышать цены заводчанам – дотируемые продукты скупали близкие к властям фирмы и перепродавали в Россию или Польшу. Вместо адресной помощи своим пенсионерам наше правительство помогало москвичам и варшавянам. А. Лукашенко приказывал заморозить тарифы на жилищно-коммунальные услуги – "новые белорусы" строили огромные особняки, получая гораздо больше бюджетной помощи, чем жители хрущевок.
Президент РБ гарантировал бесплатное образование и здравоохранение – оно осталось таким только для старой новой номенклатуры, а простые люди вынуждены платить как за знания, так и за элементарные уколы.
Наконец, самым ярким подтверждением антисоциальной политики стала инфляция. Обещали доступные кредиты на жилье для бедных – получились навороченные особняки и европейские квартиры для все той же номенклатуры. Обещали доступность жилья для молодых семей – получили резкий рост стоимости строительных услуг и почти 3 млн. м2 пустующей жилплощади.
Чиновники до сих пор не знают, кому надо помогать. У нас до сих пор нет внятного, четкого определения "бедный". Чиновникам удобнее присваивать бюджетные ресурсы, когда они идут под коллективными брэндами.
Даешь миллиард! Долларов...
Что можно сказать о социальной программе, которая, по мнению её авторов, должна улучшить положение сразу 7 млн. белорусских избирателей? Время раздачи манны небесной – 1 ноября 2004. На всё про всё надо потратить 1 млрд. долларов. Однако где взять этот злополучный миллиард? Данный вопрос поставит в тупик 99,9% правительств развивающихся стран. У нас же, в преддверии эпохального события 17 октября, об этом особо не задумываются. Власти утверждают, что деньги на социальные программы найдутся и в бюджете и, что самое главное, у предприятий, вне зависимости от формы собственности. Известно, что деньги в бюджете не появляются взмахом волшебной палочки. Их нужно туда положить. Чтобы положить больше, надо или увеличить налоги, или отменить льготы, или увеличить налогооблагаемую базу за счёт вновь создаваемых предприятий.
Значит, деньги будут брать с тех предприятий, которые хоть как-то держатся ещё на плаву. Значит, с трудом заработанные ими деньги пойдут не на закупку нового оборудования, а на текущее потребление социальных программ нынешней власти. И указанный 1 млрд. $ появится не как результат производства, а – перераспределения. Заберут у одних, чтобы дать другим...
Страх альтернативы
Основным врагом "белорусского рая на Земле" являются представители белорусской демократической альтернативы, которых белорусские СМИ кличут "так называемой оппозицией". В уста лидеров политических партий местный агитпроп вложил много лжи, кстати, ни разу не представив возможности высказать свою позицию. Реальность же такова, что Лукашенко как политик уютно чувствует себя только в отсутствии политической альтернативы. Все его политические и экономические прожекты развалятся при первых же публичных дебатах с лидерами демократической альтернативы.
Поэтому и возведена в ранг политической стратегии борьба с инакомыслием. Причём, борьба трусоватая, исподтишка.
Тезисы "оппозиция слаба" и "там одни отморозки" стали стратегией объявленной войны. Ни тот факт, что в оппозиции уже практически весь цвет белорусской интеллигенции, экономической и политологической мысли, ни то, что, к примеру, ОГП предложила правительству пакет экономических и социальных реформ, а также законопроекты к ним, конечно же, не упоминаются. Тактика же самая незатейливая. Приведу конкретный пример.
Учащийся ГГПТК химической промышленности Дима Гафт работал у меня в инициативной группе в качестве сборщика подписей. После выхода на учёбу Дима был вызван директором учебного заведения, и ему было объявлено о том, что он решением педсовета будет отчислен из училища по надуманной причине. Реальной причиной, по нашему мнению, явился тот факт, что завуч этого же училища является активным работником предвыборного штаба известного в последние недели асфальтоукладчика и радетеля за благосостояние детей-инвалидов С. Каменецкого, которому я предполагал противостоять на выборах. Только официальное письмо от имени областной организации ОГП с предупреждением об уголовной ответственности и возможности рассмотрения последствий отчисления в структурах Евросоюза на имя директора училища помогло охладить пыл "политических активистов" от системы образования.
Немного арифметики
В РБ – 6 млн. 845 тысяч избирателей. Идею Лукашенко (для того, чтобы она юридически победила) должно поддержать чуть менее 3 млн. 425 тысяч (50% плюс один голос). Традиционная явка составляет 64-68% от, так называемого, "списочного состава" (т.е. от всех избирателей). "За" поправки Лукашенко должно проголосовать не менее 76% от числа пришедших (чтобы получить требуемую поддержку на конституционном референдуме).
Вопрос: кто в трезвом уме поверит, что у Лукашенко к 2004 году стало больше сторонников, нежели их было в 2001? Учитывая все социально-политические "достижения" внутри страны, а также перманентные войны с Россией и западными государствами.
Прежде, чем идти на избирательные участки 17 октября, задайте себе эти вопросы. Удачного вам выбора! |
|