№ 349 от 14.10.2004  

Выборы 2004

Кандидат в депутаты осужден за встречу с избирателями

Административное взыскание в виде предупреждения вынес суд Щучинского района Гродненской области кандидату в депутаты Палаты представителей Александру Милинкевичу за проведение встречи с избирателями. Что же произошло в Щучине, и почему кандидат в депутаты, проводивший законную агитацию в поддержку своей кандидатуры, попал на скамью подсудимых?

Вечером 5 октября в районном центре во дворе домов по улице Зеленой кандидат в депутаты по Щучинскому избирательному округу №62 Александр Милинкевич встретился с местными жителями, пригласившими его на разговор. Через некоторое время около беседующих граждан появилась милицейская машина. Охранники правопорядка активности не проявляли, лишь попросили листовку с биографией кандидата. Вскоре один из сотрудников (как выяснилось, это был заместитель начальника Щучинского РОВД подполковник Генрих Зубель) стал снимать участников встречи на видеокамеру. Позже зам. начальника РОВД Зубель заявил кандидату в депутаты Александру Милинкевичу, что передаст видеозапись в окружную избирательную комиссию. А 6 октября вечером во время беседы со своими избирателями на улице Заводской в Щучине Милинкевич был задержан сотрудниками милиции. Подполковник Генрих Зубель потребовал от кандидата в депутаты прекратить встречу и проехать с ним в отделение милиции. По мнению подполковника, накануне, 5 октября, на встрече с избирателями на улице Зеленой Александр Милинкевич нарушил белорусское законодательство.

В отделении милиции протокол на Милинкевича составлял начальник Отдела охраны правопорядка (ООПП) Щучинского РОВД Валерий Миколайчик. Задержанному кандидату в депутаты вменялось в вину нарушение порядка проведения массовых мероприятий, предусмотренное статьей 167-1 части 1 Кодекса об административных правонарушениях.

Конституция Республики Беларусь

Статья 27. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Избирательный Кодекс

Статья 45, часть 4. Проведение встреч с гражданами, публичное обсуждение вопросов, выносимых на референдум, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования и иным законодательством Республики Беларусь.

Статья 45, часть 5. Кандидаты в депутаты проводят встречи со своими избирателями на собраниях или в любой удобной для избирателя форме.

В момент составления протокола об административном правонарушении присутствовал прокурор Щучинского района Геннадий Дысько, который отказал в праве на защиту задержанному Александру Милинкевичу: вопреки требованию не был приглашен защитник, в помещение не допустили его представителя Андрея Кусельчука. Александр Милинкевич отказался давать объяснения, а в протоколе об административном правонарушении отметил, что документ составляется незаконно, так как были грубо нарушены его гражданские и конституционные права. К тому же, в соответствии с частью 5 статьи 45 Избирательного кодекса, кандидат в депутаты имеет право на встречи с гражданами в любой удобной для избирателей форме.

8 октября судья Щучинского районного суда Василий Розмысло рассмотрел материалы, поступившие от начальника РОВД города Щучина Александра Шимука.

Во время судебного заседания Александр Милинкевич ходатайствовал о присутствии на процессе своего представителя Андрея Кусельчука. Для удовлетворения данной просьбы высокому суду потребовался более чем получасовой перерыв. Допущенный в процесс Андрей Кусельчук сразу же заявил ходатайство об ознакомлении его с материалами дела. Затем в ходе процесса общественный представитель отметил, что

– из всех доказательств в суд был представлен только протокол об административном правонарушении, который был составлен с нарушением закона;

– к материалам дела не приобщен протокол административного задержания;

– при составлении протокола об административном правонарушении было грубо нарушено право Александра Милинкевича на защиту;

– в протоколе об административном правонарушении отсутствуют показания свидетелей и указание места, где, по мнению милиции, было организовано несанкцио нированное собрание;

– на суд не были представлены другие доказательства якобы совершенного правонарушения, в частности, видео-съемка, которую вели сотрудники милиции;

– на суде не были опрошены свидетели со стороны привлекаемого к административной ответственности Александра Милинкевича.

Ни доводы, ни ходатайства представителя Андрея Кусельчука не были удовлетворены судом. Привлекаемый к ответственности за встречу с избирателями кандидат в депутаты Палаты представителей Республики Беларусь Александр Милинкевич свою вину в проведении несанкционированного собрания не признал. Тем не менее, суд усмотрел в действиях Милинкевича "проведение собрания по вопросам проведения выборов и референдума" и на следующий день вынес постановление: за противоправные действия, которые предусмотрены ст.167-1 ч.1 КоАП Республики Беларусь "гражданина Милинкевича Александра Владимировича подвергнуть административному взысканию в виде предупреждения".

"Александра Милинкевича обвиняют в проведении несанкционированного собрания и обсуждении вопросов, выносимых на Республиканский референдум. Никаких доказательств того, что он этим занимался, на суде представлено не было, – сообщает Андрей Кусельчук. – Собрание кандидат в депутаты Палаты представителей Национального собрания не организовывал и не проводил. Он встречался с избирателями и вел агитацию за свою кандидатуру. Место встречи определяли сами избиратели. Обвинительные документы представлены с нарушением закона. Согласно 27-ой статье Конституции, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы".

"Понятно, что у власти есть страх, потому что моя кампания идет успешно. Этим незаконным действиям государственных чиновников могут быть два объяснения: меня хотят отстранить от участия в избирательной кампании, потому что поняли, что мы побеждаем, или хотят сдержать мои встречи с избирателями, чтобы уменьшить число сторонников, которые готовы за меня проголосовать”, – считает Александр Милинкевич.

Суд скорый и правый?

Почему же в постановлении суда так уверенно утверждается тематика беседы кандидата в депутаты Александра Милинкевича: "проводил собрание с жителями домов по вопросам проведения выборов и Республиканского референдума". Никаких доказательств, обсуждалась ли тема референдума в беседе с избирателями на улице Зеленой, на суде представлено не было. Свидетели со стороны привлекаемого не опрашивались.

Почему суд не принял во внимание то, что услышал от Милинкевича все находившиеся в зале суда: "Я, как кандидат в депутаты, проводил агитационную кампанию за свою кандидатуру"? Для чего суду без предоставления улик понадобилось "пришить к делу" обсуждение с избирателями грядущего Республиканского референдума?

Дело в том, что, согласно Избирательному кодексу, для публичного обсуждения вопросов, выносимых на референдум, необходима санкция властей. Без нее такое собрание – несанкционированное, за которым следует взыскание в виде административного наказания. Далее кандидату в депутаты может быть вынесено предупреждение от окружной избирательной комиссии. Это в лучшем случае. В худшем – отстранение от избирательной кампании.

Странно, что высокий суд не счел нужным обратить внимание и на отсутствие протокола задержания Александра Милинкевича, и на нарушения законности при составлении протокола об административном правонарушении.

Милинкевичу указано на нарушение Закона о массовых мероприятиях, который, по мнению высокого суда, "не допускает использование запрещенных мест для проведения массовых мероприятий".

В постановлении Щучинского суда улица Зеленая названа "запрещенным местом". Но территория двора ни сном, ни духом не походит на "здания органов управления и консульских учреждений, на объекты метрополитена и организации, обеспечивающие обороноспособность государства", около которых 10-ая статья Закона и в самом деле запрещает проводить массовые мероприятия.

В судебном постановлении подчеркнуто, что проведение встреч с избирателями регулируется Законом о массовых мероприятиях в Республике Беларусь от 1997-го года. "На основании указанного Закона иные нормативные акты по этому вопросу отменены", – толкует высокий суд. Как тогда быть с принятым в 2000-ом году Избирательным кодексом, которым руководствовался кандидат в депутаты Александр Милинкевич на встрече с избирателями? Его тоже отменил Закон о массовых мероприятиях, принятый на три года раньше?

"Дело Милинкевича" оставляет странное ощущение поспешности, с которой притягивали за уши "улики" и добивались искомых результатов устроители охоты за независимым кандидатом в депутаты. Пока остается только предполагать, зачем это делается?

Напомню, что вместе с Александром Милинкевичем по 62 избирательному округу баллотируется помощник Президента, инспектор по Гродненской области Винценты Козяк. Ранее он руководил Щучинским райкомом КПБ, а позже – райисполкомом.

Наталья МАКУШИНА