№ 349 от 14.10.2004  

5 element

Цензура рока или вперед, в «светлое прошлое»!

Когда-то «квартирники» были единственной возможностью для музыкантов и их поклонников увидеть друг друга «в массе». Если ты поешь не славу правящей партии или не народные песни, путь на большую сцену тебе заказан. В лучшем случае – маленький зал в ДК с обязательной цензурой текстов песен. Сегодня мы бодро скатываемся в «светлое прошлое».

Появились неугодные для властей рок-группы, песни которых вы вряд ли услышите в эфире государственных радиостанций и телеканалов. Работники ТВ и радио в личных беседах с музыкантами рассказывали, что существует негласный запрет на упоминание в информационных блоках даже названий (!) некоторых групп, о них запрещено писать статьи в государственных газетах. Концерты этих групп отменяются по надуманным причинам. Страна должна знать своих героев – под частую гребенку цензуры попали: «Палац», «Drum Ecstasy», «Нейро Дюбель», «N.R.M.», Дмитрий Войтюшкевич, «ZET» и «Pomidor/OFF».

«Pet Nihil»: «Будем переоборудовать гаражи...»

За комментарием мы обратились к музыкантам из гродненской группы «Pet Nihil», на вопросы «БИ» отвечают Юрий и Дмитрий.

– Белорусские музыканты обратились к общественности с открытым письмом, в котором утверждают, что они подвергаются преследованиям со стороны властей. Значит ли это, что только зародившийся белорусский шоу-бизнес оказался под угрозой уничтожения?

– Начнем издалека. В каком положении находится белорусский шоу-бизнес? Его просто-напросто не существует. Вопрос даже не в бизнесе конкретно. А просто в музыкальной индустрии и ее инфраструктуре. В странах, где рыночная экономика действует по нормальным законам, амбиции некоторых политических деятелей никоим образом не могут влиять на шоу-бизнес. У нас же всe контролируется госструктурами и, в принципе, не удивительно то, что случилось, особенно накануне всем известных политических событий в Беларуси.

– Как всегда, во всем виноваты политики?

– Если анализировать сам концерт на площади Бангалор, то вопрос к организаторам – а не подставили ли они наших независимых музыкантов? Они заявляют о своей гражданской позиции, но зачем обманывать себя и других: ясно ведь, что акция носила анти-лукашенковский характер и по-другому закончиться не могла. На наш взгляд, в данном случае имела место откровенная провокация, и искать виноватых бессмысленно. В этой стране всe и так давно понятно.

– То есть, существует вероятность, что «черный список» вскоре пополнится...

– Косвенно сложившаяся ситуация касается всех людей искусства, которые могут своим творчеством влиять на сознание и мировоззрение людей. Понятие «формат-неформат» и существует для того, чтобы контролировать трафик свободных взглядов в эфире. Кстати, наверное, фильм «Ночной дозор» тоже запретят, или заставят Белкиновидеопрокат «повырезать» фрагменты, где звучит «Drum xtc».

– Минск далеко, у них свои порядки. В Гродно музыканты испытывают какое-то давление?

– В Гродно проблема цензуры существует формально. Филармония, имеющая неограниченную власть в области организации концертов, иногда требует тексты песен для «литовки». Но если цензура установится на официальном уровне, то это будет «последним гвоздем в гроб» белорусской альтернативной музыки. Такой шаг властей для общественности не то чтобы не приемлем, а абсолютно не обоснован.

– Как известно, история развивается по спирали. Только, похоже, в Беларуси она идет по спирали вниз, назад, то бишь. Если наступит «светлое прошлое» со всеми вытекающими...

– Что ж, будем переоборудовать гаражи под концертные площадки и делать нелегальные концерты. Только так мы сможем петь о том, о чем нам нравится. Вот только господин Вольский не сможет получать по 500 баксов за такие концерты.

Подготовила Анна ЗАГУЛЯЕВА