№ 350 от 21.10.2004  

100 телефонных звонков Гродненцам

Все голосовали «за Беларусь», но результаты устраивают не всех

<<risПредварительные результаты референдума, обнародованные 18 октября, вызвали много споров об их верности.

Доверяете ли вы результатам референдума, обнародованным 18 октября?

– с таким вопросом мы обратились к сотне гродненцев в традиционном телефонном опросе.

Да – 40%

Респонденты, ответившие на вопрос положительно, как правило, были неразговорчивы. Любопытная деталь – большая часть доверчивых гродненцев – мужчины. «Результатам референдума я верю, – заявил пенсионер, – за Лукашенко весь народ, и результат не мог быть другим, а о каком-то обмане и речи быть не может.» Работница одного из ЖЭСов добавила, что верит результатам референдума, так как за честностью проведения и подсчетом голосов следили принципиальные люди. «Я сужу по своему избирательному участку, у меня там знакомая была в комиссии. Им (комиссии – прим. автора) обманывать людей и государство незачем, ведь это – нарушение закона», – добавила женщина напоследок. О том, что в некоторых изданиях говорится о фальсификациях, гродненцы отзывались довольно резко: «Все это глупости! Все было честно, а эти ваши газеты врут!»; «В каких изданиях? В этих купленных БНФ-ом газетах? Ерунда! Народ не обманешь». Один пенсионер отреагировал спокойнее: «Я не осведомлен о каких-либо фальсификациях, и не читал о них нигде. Но по телевидению говорили, что за границей чушь несут. Но это там, на Западе. А в России даже Грызлов сказал, что все было честно». Другой респондент, опять-таки пенсионер, тоже доверяет результатам референдума: «Все было честно и результат верный. Подтасовать просто невозможно – если бы мне, к примеру, дали уже заполненный бюллетень, я бы там такой скандал устроил! А все что говорят про фальсификации – это всего лишь элемент борьбы за власть. Они проиграли и не могут говорить по-другому». Один молодой человек заявил, что оснований не верить результатам референдума у него нет: «Беларусь – страна пенсионеров и колхозников. На 99% – электорат Лукашенко, и я верю, что они все дружно проголосовали «за Беларусь».

Нет – 46%

Кого-то из респондентов результаты референдума шокировали, у кого-то вызвали возмущение, а одного из респондентов (впрочем, подобных ответов было несколько) результат совершенно не удивил. «Я не верю результатам референдума, – говорит предпринимательница, – они полностью сфальсифицированы. Да, «за» проголосовали многие, но не столько. Я знала, что все уже решено, поэтому на выборы даже не ходила». Созвучно с этим мнение другого молодого человека: «я не верю, что могут быть такие результаты. Ну пускай «за» проголосовало 49%. Ну, максимум – 51%, но не более того. Такое «единодушие» невозможно ни в одной нормальной стране, да еще по такому вопросу. Это глобальная пиар-акция, достигнутая исключительно фальсификациями. Любой здравомыслящий человек, который хоть немного смыслит в политологии, вам скажет, что такие результаты нереальны». Пенсионерка, поколебавшись, все же пришла к выводу, что объявленные результаты не соответствуют действительности: «уж слишком много шумихи было и вокруг выборов и вокруг подсчета голосов, а на пустом месте такое не случается – что-то здесь не чисто. Наверняка были ошибки на местах». Часть респондентов об этих «ошибках» отзывались более резко: «это чудовищная фальсификация и обман!», «власти врут народу, люди голосовали совсем по-другому. Весь этот обман – дело рук тех, кто «у кормушки».

У части респондентов результаты выборов вызвали недоумение – «ну в голове не укладывается, как такое может быть, – говорит домохозяйка, – все, абсолютно все мои знакомые – против Лукашенко и против того, чтобы он баллотировался на третий срок. А тут оказалось, что все – «за». Это просто нереально». Пенсионер «разложил по полочкам», почему он не верит результатам референдума: «Первое: почему всех массово заставляли голосовать досрочно? Второе: почему наблюдатели, которые должны следить за честностью, сидели в другом конце помещения и не имели права ни пикнуть, ни встать со своего места? Если бы все было честно, что могли прятать товарищи из комиссии? И зачем всех скопом гнать голосовать раньше времени?..»

Не знаю – 10%

Десять человек не определились, верить ли результатам референдума. «Ну откуда мне знать, честно было или нет? Да, результаты можно было подделать, но это еще не значит, что их подделали», – говорит домохозяйка. Восемь человек заявили, что им это просто-напросто неинтересно.

Другое – 4%

Четыре человека на день проведения опроса (18-19 октября) еще не слышали о результатах референдума, поэтому ответить на вопрос не смогли.

«А меня и не спрашивали»

Мария Ромуальдовна Гратулевич, пенсионерка: А меня, как гражданина, никто ни о чем и не спросил на этом референдуме. Мне 94 года, я не могу ходить. Вместе с соседкой сидели в день выборов и названивали на избирательный участок, чтобы ко мне пришли с урной и чтобы я могла проголосовать. Они все обещали, что вот-вот придут, но никто не пришел. И таких, как я – сотни, а то и тысячи. Ладно, с этим голосованием все понятно, не это для меня главное – проголосовать. Но кто-то же поставил галочку за меня в моем бюллетене? Кто черканул, хотелось бы знать, и кто имеет такое право – голосовать вместо меня?

Спрашивал Дмитрий ЕГОРОВ