№ 351 от 28.10.2004  

Градостроительство

А «Вант» и ныне там, или сколько стоит человеческое терпение

<<risКому из нас не знакома ситуация, когда сперва долго-долго на что-то копишь, потом долго-долго ищешь то, чего хочешь, потом, наконец, находишь желаемое и... выбрасываешь деньги на ветер. Обязательно окажется, что "желаемое" или не то, или его кто-то купил до тебя, или тебе его неправильно продали, да так, что ты еще остался должен, или и того хуже – продали, деньги взяли, а ты, на радостях, купленное продавцу и оставил... Хорошо, если нагрели тебя по мелочи. А если речь идет о строительстве квартир, если фигурируют валютные суммы с тремя нолями?!

Гродненцам, живущим в районе пересечения проспектов Купалы и Клецкова, хорошо знаком недостроенный жилой дом необычного вида, один из первых объектов каркасно-монолитного строительства в областном центре. Когда-то, еще в 1996 году, ЗАО "Вант" решило удивить Гродно жильем нового поколения...

История строительства

Ограниченный только желанием и возможностями будущих жильцов метраж (от одной до шести комнат, двухэтажные квартиры), свободный выбор планировки, оригинальные фасадные решения, подземная стоянка для 50 автомобилей, офисы и магазины на первых этажах, мансарды под крышей... Кого не удивили бы подобные роскошества в середине 90-х? Конечно, желающие построить себе жилье в живописном районе нашлись. Заинтересованным застройщикам было сказано: платите деньги, желательно сразу всю сумму, потому как так дешевле будет, нежели в рассрочку, а мы вам дом к концу 1998 года построим и сдадим. Жилищно-строительный кооператив образован не был, но договоры с застройщиками были составлены (как? – другой вопрос). Опуская подробности, скажем лишь, что строить жилье непосредственно за деньги граждан тогда только начинали, это, своего рода, первый блин. Итак, собрав частично живые деньги с будущих жильцов, в 1997 году заложили фундамент и к 1999 году возвели стены. И... строительство замерло, словно в ожидании чуда, пока "чудо" не произошло, и в 2000 году, по словам директора ЗАО "Вант" Виктора Антоновича, не случился "обвал" цен, а вместе с ними и скачок строительных индексов (индексы изменения стоимости). Правда, специалисты в области ценообразования, как гродненского комитета по ценообразованию в строительстве, так и республиканского научно-технического центра по ценообразованию, такого "чуда" припомнить не могут.

Темп движения – ...

Надо сказать, что воз наш уже не совсем "там". Понемногу строительство все-таки движется... начиная с 2003 года. Но и сегодня по-прежнему нужно штукатурить фасады, доводить до ума отдельные коммуникации, благоустраивать территорию вокруг. Между тем, не стены (как сейчас принято), нет! А отделанные квартиры "под ключ", согласно договорам, ЗАО обязано сдать более чем 20 "участникам долевого строительства". Благо, у дома уже есть крыша, вставлены окна, подведены вода и свет, в подъездах есть лифты и двери. Начиная с прошлой зимы, дом отапливается. Но чьими стараниями? Дело сдвинулось только, когда в 2003 году "после долгих и продолжительных" страданий будущие жильцы, до этого представлявшие из себя неорганизованный коллектив людей, образовали и утвердили устав Товарищества Собственников, председателем которого стал Марк Копп. Названное Товарищество, хоть и не имеет таких же прав, как кооператив, может действовать как юридическое лицо в рамках Закона РБ "О совместном домовладении". Марк Копп за дело взялся грамотно, оформляя должным образом документы, протоколируя собрания, обращаясь к городским властям, депутатам и т.п. И вот уже 10.07.2003 года директор ЗАО "Вант" Виктор Антонович дает Товариществу следующее гарантийное обязательство – "сдать Госкомиссии 1-ую очередь жилого дома по проспекту Я. Купалы, 88а в IV квартале 2003 года, кроме автостоянок". В дальнейшем срок сдачи дома несколько раз отодвигается, так же настойчиво, как конец света: все знают, что, по приметам, он должен наступить уже очень скоро, но он все не наступает и не наступает. В IV квартале 2003 года – дом не сдан, 30 июня 2004 года – дом не сдан, октябрь 2004 – ... На сегодняшний день подготовлен "акт приемки объекта законченного строительства", дом находится на стадии согласования и подписания необходимых документов по сдаче в эксплуатацию, параллельно ведутся работы по окончанию наружных работ. На руках Виктора Антоновича есть положительные заключения Госэнергонадзора, Госстройнадзора. Не получено фактически только положительное заключение санитарного надзора, сам же директор фирмы признает, что проблемы с "санитарами" еще имеются – территория вокруг дома пока представляет собой строительные джунгли.

Сегодня Товарищество как никогда близко к тому, чтобы получить, наконец, дом в собственность, что, кстати, не избавит их от многочисленных хлопот. В ходе экскурсии по дому мы видели хоть и неприбранные, но вполне пригодные ...для начала ремонта (!) помещения. Кто-то из жильцов уже начал разбирать перегородки и менять трубы (!). Что же касается отделки квартир "под ключ", то господин Антонович уверил журналиста, что квартир таких совсем мало, и с их будущими хозяевами договаривались в частном порядке.

По состоянию на первое октября для завершения строительства все еще требовалось 186 млн. рублей (в рамках этой суммы отдельно выделены 50 миллионов, которые необходимы для проведения первоочередных работ). Из них в наличии – 25. Значит, в октябре 2004 года дом опять не будет сдан. Хотя... Зима не ждет, подгоняет, и не хочется "Ванту" второй сезон отапливать стройку за свои деньги. Кстати, упомянутые 25 млн. рублей – не чьи-нибудь, а ...тех же многострадальных жильцов: подумали они, подумали, да и скинулись "кто, сколько смог". Не поскупившись на юриста, оформили их целевым займом. Вот если бы и в самом начале в юридическую консультацию заглянули, перед тем, как договор подписывать...

Простота хуже воровства?

Видите ли, уважаемые читатели, может и хотелось бы нам обойтись простыми суждениями типа "прав" или "виноват", но разбирательство вывело нас на серьезные проблемы общего плана, связанные как с экономикой республики, так и с психологией белоруса.

Скажите на милость, гражданин какой еще страны, не проконсультировавшись с юристом, подпишет договор на (условно) 25 тысяч долларов? Гражданин какой страны будет 8 лет ждать, надеяться и верить, что его договор, нарушаемый другой стороной неоднократно, все-таки будет выполнен? Гражданин какой страны так подсознательно порядочен, что рассчитывает на "взаимность"?

В свое время в белорусский менталитет впрыснули лошадиную дозу вакцины против "внутренних органов", каждый белорус твердо уверен, что войдешь в прокуратуру как свидетель, а выйдешь как обвиняемый. Между тем, по мнению адвоката Ивана Дубая, в случаях, подобных "румлевскому", помочь может именно суд. Ситуация не стала бы настолько критической, если бы в свое время будущие жильцы образовали ЖСК или КИЗ (коллектив индивидуальных застройщиков) или, хотя бы, грамотно с юридической стороны отнеслись к составлению и подписанию договора. Интересующие же нас договора, комментирует адвокат, содержат ряд "сомнительных пунктов"; между тем "есть соответствующие нормативные акты, которые устанавливают меру ответственности за несвоевременную сдачу объекта строительства и другие нарушения". Кроме неуверенности в успехе, "жильцов" останавливает и то, что разбирательство дела, по их мнению, затянется еще на 8 лет. Однако, по словам юриста, подобные дела рассматривают в течение полугода-года, в редких случаях – дольше. Правда, заплатить за подачу судебного иска придется довольно большую сумму – 10% (если иск будет подан в общий суд). Но ведь 10% от суммы иска, а не от стоимости строительства. Причем, суд (и горисполком) имеет право уменьшить размеры госпошлины или даже вообще освободить от нее. У судебного процесса могут быть и другие положительные для граждан последствия...

Форс-мажор или аВАНТюра?

Между тем, и для ЗАО "Вант" ситуация давно перестала быть смешной. Фирма существует уже более 10 лет, штат ее в разное время насчитывал от 150 до 50 человек, и, к чести ее сотрудников, надо сказать, что они никуда за эти 8 лет не исчезли.

Жители Гродно ежедневно видят перед глазами строившиеся с участием "Ванта" здания в историческом центре города; каждому знакомы постройки "Южного" рынка; фирма проектирует объекты в Минске, в Бресте, в Новосибирске, выполняет подчас крупные заказы по проектированию, такие, как проект торгового центра в столице. Только в Гродно дела почему-то идут неважно: строительство дома на улице Болдина приостановлено, дом в "Румлево" – бельмо на собственном глазу. В чем же дело? Который камень этой стройки краеугольный?

По мнению жильцов, дом не был построен сразу, потому как деньги "ушли" на сторону. По словам Виктора Антоновича, деньги на строительство приходили постепенно, по мере заключения договоров и выплат взносов, что и затрудняло быстрое возведение здания. Согласно бумаге за подписью директора "Ванта", с 1998 по 2000 ежегодно вливалось в стройку около 300 тыс. долларов, и лишь к концу 2000 года общая сумма выплат составила 980 тыс. у.е. (при сметной стоимости 1 млн. 240 тыс. у.е.), т.е. большую часть необходимых средств. Правды ради надо сказать, что сейчас строят подобное жилье, исходя из стоимости 300 у.е. 1 м2, при том, что по договорам долевого строительства румлевского дома эта сумма составляет менее 200 у.е. Расчет в "у.е.", в принципе, должен был защитить фирму от скачка цен, на который ссылается Виктор Антонович как на форс-мажорные обстоятельства. Действительно, таковые договором между гражданами и фирмой предусмотрены: "обстоятельствами непреодолимой силы признаются... акты органов власти и исполнения, нормативные акты и указания Национального банка, влияющие на исполнение обязательств".

Можно сказать, что неисполнением договорных обязательств "Вант" ненароком заразило высшее руководство, сначала заключив, а позже проигнорировав собственный договор. Объясним. В природе существует документ от 3 мая 1999 года, в котором ЗАО "Вант" именуется "Исполнителем", а "Поручителем" является Главная дирекция строящихся объектов Управления делами Президента РБ. В обязанности Поручителя, согласно договору, входит "бесперебойное финансирование деятельности Исполнителя и других участников проекта по нормам и в сроки согласно действующему законодательству РБ". По порядку расчетов, предусмотренному договором, "все финансирование строительства осуществляется Поручителем на основании предоставляемых Исполнителем договоров с подрядчиками, проектировщиками, счетов и иных документов, подтверждающих необходимость оплаты.., а прибыль, полученная в результате реализации готового жилья, делится между Поручителем и Исполнителем в равных долях...". Уточним, что в документе речь идет о 3 и 4 секциях этого дома (строительство их сейчас под большим вопросом). Видимо, на эти средства "Вант" очень рассчитывал, желая перебросить их на уже начатое строительство. В упомянутой дирекции об этом договоре, что нас немало удивило, вспомнили с полуслова, однако подробной информации дать не смогли. Так уж совпало, что господин В.В. Неверкевич, генеральный директор Дирекции, подписавший его в 1999 году, в том же году был уволен, и с 2000 года проживает в республике Крым. Нас уверили, что никаких выплат по этому договору произведено не было, и странный договор неоспоримо умер собственной смертью при невыясненных обстоятельствах.

Как разрешится ситуация с долгостроем?

Согласитесь, что восьмилетнее ожидание "покупки" и хождение по инстанциям должны быть, наконец, вознаграждены. Горисполком предпринимает бумажные шаги: дважды принято решение о "принятии мер" в отношении "Ванта", что не очень-то подстегнуло темпы строительства. Директор фирмы уверил, что он также очень заинтересован в окончании и непременно доведет дело до конца. Пеняет В. Антонович на небольшие оборотные средства фирмы, при которых трудно строить жилье и не быть в проигрыше. По его расчетам, на сегодня уже истрачено на строительство на 200 тыс. у.е. больше договорной цены. И все же, (позволю себе высказать субъективное мнение), даже формально – прошение, фактически же – принуждение доплатить за возможность завершения строительства следует рассматривать как очередное нарушение обязательств. Есть договор – выполняй, заплачены деньги – строй.

В самом деле, как могло статься, что не хватило денег на строительство, которое фирма сама учредила, сама проектировала, сама выступила заказчиком, сама же – генподрядчиком? Фирма существует, выплачивает налоги, зарплату, платит за аренду помещений под офисы, проектирует, строит, вкладывает средства, возвращает их. Сколько за 8 лет было сделано проектов? Какие средства "обернулись"? Между тем, плановые проверки частных фирм, насколько нам известно, совершаются соответствующими органами регулярно. Видимо, проверки показали, что деньги, поступившие на строительство дома, на строительство же были и истрачены? Только вот почему-то никого не смутило, что дом по-прежнему не достроен. Получается, что прав Марк Копп, восклицая, что "у нас защититься потребителю невероятно трудно". Ведь должна же, наконец, ситуация со злополучным строительством заинтересовать кого-то, кому по должности положено! Впрочем, боевая решимость Товарищества, узнавшего, что собранные ими 25 млн. рублей ушли ...на выплату долгов "Ванта" перед подрядными организациями, снова растет, и оно намерено обратиться сразу в несколько очень вышестоящих инстанций "для организации проверки и привлечения к ответственности виновных".

Татьяна ВИШНЕВСКАЯ